1. В психологии труда деятельность – это …
*специфически человеческая, порождаемая потребностями, направленная на познание и преобразование внешнего мира и связанная с созданием общественно значимых ценностей
*особый вид активности человека и животных, обеспечивающий удовлетворение витальных потребностей и достижение определённых целей
*особый вид поведения человека, определяемый его мотивами и удовлетворяющий личные потребности
*поведение человека, обеспечивающее его социальную полезность
2. В соответствии с субъектно-деятельностной теорией, личность и ее психика закладывается, получает развитие и проявление в процессе …
3. Виды профессиональной деятельности, где непосредственным предметом выступает человек, – это … виды профессиональной деятельности
4. Виды, типы и процессы деятельности, сопровождающиеся объективированными проявлениями ее исполнительских компонентов, т. е. движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр., – это … профессиональные виды деятельности
5. Деятельность, в которой субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами, – это … деятельность
6. Евгений профконсультант в карьерном центре. К нему за помощью обратился выпускник юридического факультета Максим. Он только защитил диплом и находится в некоторой растерянности: с одной стороны он обладает большим багажом знаний, а с другой - не совсем понимает, как и где ему применить их на практике. Что является первостепенной задачей при работе с Максимом?
*семейное консультирование
*помощь в выборе профессии
*профориентационное консультирование
*помощь в освоении выбранной профессии
7. Любая фиксированная работа и профессия с четко очерченными должностными обязанностями – это …
8. Наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, – это …
9. Область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость, – это …
10. Ориентироваться в многообразном мире профессиональной деятельности и ее видов помогает …
*специализация
*компетентность
*классификация профессий
*профессиональная идентичность
11. Осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу – это …
*должность
*компетентность
*должностные обязанности
*профессиональная идентичность
12. Отдельная форма деятельности, характеризующаяся специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда; относительно частный и более конкретный вид деятельности (обычно внутри профессии) – это …
13. Предмет психологии труда - это …
*объект труда
*субъект труда
*трудовой пост
*трудовая деятельность
14. Профессии, в которых в качестве их непосредственного предмета выступает любая объективная реальность, любой внешний объект, любая вещь или их совокупность, - это … профессии
15. Профессиональное мастерство, которое предъявляет требования профессии к сотруднику, его знаниям и умениям, – это …
*квалификация
*специальность
*профессиональная деятельность
*профессиональная идентичность
16. Расположите концепции профессиональной деятельности в хронологическом порядке их возникновения:
1 системный подход
2 деятельностный подход
3 субъектно-деятельностная теория
17. Система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности – это …
*средства труда
*задачи труда
*условия труда
*квалификация
18. Совокупность орудий, которые способны усилить возможности человека, а также распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него, – это …
*задачи труда
*средства труда
*условия труда
*компетентность
19. Субъектом труда современная психология труда считает …
*личность
*работника
*поведенческие реакции
*совокупность свойств индивида и личности
20. Трудовая деятельность в рамках какой-либо профессии – это …
*квалификация
*компетентность
*профессиональная деятельность
*профессиональная идентичность
21. Установите соответствие между понятием с его определением:
A. Квалификация
B. Компетентность
C. Должность
D. уровень профессионального мастерства, характеристика тех специальных знаний и умений, которые освоил человек
E. наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области
F. любая фиксированная работа и профессия с четко очерченными должностными обязанностями
22. … выступают в роли индивидуально-психологических свойств личности человека, отличающих его от других и отвечающих требованиям данной профессиональной деятельности
*Личностные качества
*Индивидуальные особенности
* Профессиональные способности
*Профессионально важные качества
23. В крупной, динамично развивающейся компании постоянно ставят перед сотрудниками все новые и более сложные профессиональные задачи, что позволяет им в короткие сроки существенно повысить свой профессиональный уровень. У сотрудников есть возможность карьерного развития. Бизнес компании специфичен, нужны люди, хорошо знающие его. Руководство компании предпочитает выдвигать на менеджерские позиции уже работающих сотрудников, нежели брать на эти позиции людей «со стороны». Несколько месяцев назад в компании уже произошло несколько перемещений: руководителями отделов были назначены квалифицированные в своей предметной области сотрудники, которые хорошо себя зарекомендовали за время работы в компании. После их перехода появился целый ряд проблем: стали нарушаться сроки по текущим задачам отдела, существенно снизились показатели работы, произошло несколько конфликтов с партнерами, сотрудники отделов стали допоздна засиживаться на работе, несколько даже подумывают об увольнении. Почему это происходит и что необходимо предпринять?
*Менеджеры не могут вырабатывать необходимые навыки в процессе работы. Необходимо их обучение с отрывом от работы для получения нужного уровня квалификации.
*Переведенные на менеджерские позиции сотрудники все еще думают и действуют как специалисты, а не управленцы. Необходимо разработать систему работы с кадровым резервом.
*Переведенные на менеджерские позиции сотрудники показали отсутствие необходимой квалификации. Необходимо вместо них набирать подготовленных управленцев «со стороны».
24. Важная часть профессиограммы, в которой описываются качества человека, необходимые для успешного выполнения определенной трудовой деятельности или, наоборот, препятствующие ее успешному выполнению, – это …
25. Группа методов, которые направлены на изучение профессиональной деятельности в естественных условиях, – это … методы
26. Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности, — это …
27. Интеграция различных профессионально важных качеств и общей способности индивида к профессии, рассматриваемая как результат приспособления психических свойств к выполняемой деятельности, – это … стиль деятельности
28. Метод комплексного изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности и ее функционального обеспечения – это …
29. Метод, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристики конкретного труда, – это …
*эксперимент
*биографический метод
*изучение документации
*моделирования трудового процесса
30. Наиболее устойчивыми профессионально значимыми свойствами личности являются … свойства
*мнемические
*аттенционные
*мыслительные
*индивидуально-типологические
31. Неверно, что … относится к профессионально важным качествам (ПВК)
*мотив
*поведение
*способность
*направленность личности
32. Одна из главных особенностей способностей заключается в том, что они …
*являются частью знаний, умений и навыков, имеющихся у человека
*не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека
*являются формой существования и последствием познавательной деятельности человека
33. Описание разных объективных профессиональных характеристик – это …
34. Профессиограмма, содержащая общую информацию и обобщенные характеристики профессиональной деятельности, имеющая многоцелевой характер и действительная для всех видов работ и специальностей, называется …
*специальной
*комплексной
*методической
*информационной
35. Профессиограммы, предназначенные для использования в профессиональном консультировании и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые их заинтересовали, – это … профессиограммы
*методические
*конструктивные
*информационные
*ориентировочно-диагностические
36. Профессиональные способности, представляющие собой психологические свойства личности человека, которые требует от него выполнение конкретной профессиональной деятельности и определяемые предметом труда (художественный образ, человек, природа, техника), - это … профессиональные способности
37. Психологические свойства, которые необходимы для включения субъекта в любую трудовую и профессиональную деятельность, – это … свойства
*специальные
*индивидуальные
*общечеловеческие
*профессиональные
38. Свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне, – это …
39. Свойства, противоречащие тому или иному виду профессиональной деятельности, – это …
*анти-ПВК
*абсолютные ПВК
*относительные ПВК
*общечеловеческие качества
40. Способности, которые проявляются в отдельном виде профессиональной деятельности (способности врача, художника, музыканта и т. п.), это - … профессиональные способности
41. Установите последовательность способностей личности в хронологическом порядке их формирования:
1общечеловеческие
2 специальные
3 профессиональные
42. Установите соответствие между понятием с его определением:
A. Профессиография
B. Психограмма
C. Профессиограмма
D. метод комплексного изучения и описания характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности и ее функционального обеспечения
E. описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения определенной трудовой деятельности или, наоборот, препятствующих ее успешному выполнению
F. система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику
43. «Человек – человек» - это основание классификации профессий по …
*целям
*объекту труда
*условиям труда
*средствам труда
44. Борис М. по собственному самоопределению – «свободный художник». Ему нравятся виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения, где нет жесткого режима, формальностей. Работа его мечты – это работа, дающая простор фантазии, воображению, требующая развитого эстетического вкуса, специальных способностей (художественных, литературных, музыкальных), которыми, по мнению Бориса, он обладает и посещал даже в детстве и юношестве художественную и музыкальную школы. К какому типу профессий будет подходить возможная профессия Бориса?
*Человек – живая природа (работа с растениями и живыми организмами, а также условиями их существования). Это такие профессии как: агроном, ветеринар, зоотехник, микробиолог.
*Человек – техника (работа с неживыми и техническими объектами труда). Это такие профессии, как слесарь, сварщик, инженер, механик, геолог, водитель.
*Человек – человек (работа по изучению социальных систем, сообществ, людей разных возрастов). Это такие профессии, как продавец, парикмахер, педагог, медик.
*Человек – знаковая система (работа с естественными и искусственными языками, условными знаками, символами и т. д.). Это такие профессии, как программист, математик, редактор издательства, переводчик, языковед.
*Человек – художественный образ (изучения явлений и фактов художественного отображения действительности). Это такие профессии, как музыкант, певец, актер.
45. В XX в. большой популярностью за рубежом пользовалась классификация профессий, разработанная …, в которой описаны восемь групп профессий, различных по характеру деятельности
*Анн Ро
*Дж. Голландом
*Отто Липманом
*Е. А. Климовым
46. Метод, используемый с целью выявления особенностей профессиональной деятельности, включающий в себя ознакомление с монографиями, научными статьями, руководствами, инструкциями и т. д., – это анализ …
Документации
47. Метод, основанный на психологической интерпретации выполняемых работником профессиональных задач и действий, – это …
*опросник Липмана
* «Опросник позиционного анализа»
*опросник эргономического анализа труда, АЕТ
48. Метод, предполагающий составление психологами списка профессионально важных качеств и упорядочивание этих качеств по степени важности группой экспертов, – это метод …
49. Метод, суть которого заключается в изучении психологом профессии, принятии им роли ученика, постепенно овладевая навыками конкретной профессии, тем самым отслеживая специфические трудности и особенности, – это …
*наблюдение
*эксперимент
*самонаблюдение
*метод экспертных оценок
50. Методы сбора информации, применяемые как в виде устной беседы, так и в виде анкетирования, – это … методы
51. Наблюдение за обычной работой «хороших» и «плохих» работников в изучаемой профессиональной деятельности – это метод …
*наблюдения
*трудовой метод
*биографический метод
* естественного профессиографического эксперимента
52. Опросник Отто Липмана направлен на выявление … характеристик профессий
53. Понимание схожих особенностей профессиональных деятельностей, входящих в одну группу или имеющих общее основание, помогает организационному психологу … (укажите 2 варианта ответа)
*овладевать навыками профессии
*досконально изучать документацию
*выявлять способностей и склонностей сотрудников
*учитывать психологические особенности работников
54. Последней отечественной современной классификацией профессий является классификация, …
*разработанная ISCO
*разработанная Е. А. Климовым
*представленная в «Атласе новых профессий»
55. Принцип профессиографирования по Карпову, говорящий о том, что психологический анализ профессии должен проводиться не сам по себе, а с целью решения исследовательских или практических задач, определяющих уровень изучения профессий, предмет исследования, методы, - это принцип …
*допусков
*надежности
*целенаправленности
*личностного подхода
56. Психология труда различает производственный и лабораторный …
57. Регистрация хода рабочего процесса, поведения работника, действий им орудиями и материалами труда, а также процесса его общения во время трудовой деятельности – это …
*наблюдение
*эксперимент
*трудовой метод
*самонаблюдение
58. Строго регламентированным (по Струмилину) является … тип труда
59. Такие профессии, как продавец, парикмахер, педагог, медик (по Климову) относятся к профессиям типа «человек – …»
60. Установите последовательность элементов в схеме, по которой конструируется модель профессионально ориентированной личности по Дж. Голланду:
1 способности
2 возможные достижения и карьера
3 ценности
4 предпочитаемые профессиональные роли
5 интересы
6 цели
61. Установите соответствие между понятием и его определением:
A. Лабораторный эксперимент
B. Метод экспертных оценок
C. Анализ документации
D. модель деятельности, которая заложена в экспериментальном задании для испытуемых
E. метод, предполагающий составление психологами списка профессионально важных качеств и упорядочивание этих качеств по степени важности группой экспертов
F. метод, используемый с целью выявления особенностей профессиональной деятельности, включающий в себя ознакомление с монографиями, научными статьями, руководствами, инструкциями и т. д.
62. Фамилия психолога, разработавшего «опросный лист» по выявлению психофизиологических характеристик профессий, состоящий из 151 вопроса, построенный на основе идей функциональной психологии, –…
63. Фамилия психолога, разработавшего концепцию субъектно-деятельностного подхода в рамках задач профессионального самоопределения и профконсультирования, – …
64. В психологии, как правило, выделяют две категории потребностей, в числе которых - … (укажите 2 варианта ответа)
*духовные
*экономические
*мотивирующие
* материальные
65. Внешнее побуждение человека к действию – это …
66. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения (например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма, получение образования), – это …
67. Древнегреческий философ, рассматривающий нужду (потребность) как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду, – это …
*Демокрит
*Платон
*Аристотель
*Сократ
68. Измерение степени удовлетворенности возможно при помощи двух вариантов оценивания, в числе которых – … (укажите 2 варианта ответа)
*общее
*смешанное
*мотивационное
*дифференцированное
68. Изучение и оценка удовлетворенности трудом сотрудников – это …
*методы оценки
*мотивационные факторы
* «гигиенические факторы»
*структурные показатели удовлетворенности трудом
69. Лев С. год назад окончил институт и в настоящее время работает экономистом в финансовом отделе крупной компании. Начальник отдела считает его способным и подающим надежды сотрудником, поэтому после трех месяцев испытательного срока рекомендовал зачислить его в штат. Сослуживцы Льва уверены, что их молодой коллега очень увлечен работой, так как он часто забывает об обеденном перерыве и не ходит на обед. Однако пока никто в компании не знает, что Лев очень впечатлителен: малейшая неприятность может вывести его из равновесия. Он болезненно переживает любую обиду, но если никто не проявляет пристального внимания к его работе, не задевает его, то он работает очень четко и аккуратно. Какую систему работы с данным сотрудником может предложить организационный психолог, учитывая потребности Льва С.?
*Поскольку Льву важно работать в стабильном коллективе с благоприятным морально-психологическим климатом, необходимо обеспечить ему спокойную эмоциональную обстановку с отсутствием пересечения с коллегами по рабочим вопросам.
*Компания может предпринять общие меры по обеспечению благоприятного психологического климата в коллективе, профилактике и разрешению конфликтов, а также соблюдению этических норм в отношениях между сотрудниками.
*Так как Лев склонен изменять свое душевное состояние от спокойного до тревожного при малейшей неприятности необходимо, чтобы его коллеги это учитывали и были способны подстроиться под индивидуальные особенности коллеги.
70. Мотивационное состояние, которое побуждает человека к познавательной деятельности, – это …
*мотив
*стимул
*интерес
*потребности
71. Мотивация труда складывается …
*в процессе профессиональной трудовой деятельности
*еще до начала профессиональной трудовой деятельности
*при условии раннего начала профессиональной трудовой деятельности
*при условии профессиональной трудовой деятельности по специальности
72. Неверно, что к «гигиеническим факторам» относят …
*саму работу
*условия работы
*уровень зарплаты
*формы осуществления контроля
73. Нужда, которая объективно необходима для того, чтобы поддерживать жизнедеятельность и развитие организма, а также личности и социальной группы, – это …
*мотив
*стимул
*интерес
*потребности
74. Положительное эмоциональное состояние, вызванное реализацией потребности в труде (его содержательной или процессуальной сторонами), - это … трудом
75. Потребности в любимом труде, в общении с другими людьми, в различного рода информации, произведениях искусства и т. д. – это … потребности
76. Расположите последовательно этапы процесса мотивации:
1 возникновение потребности
2 разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребности
3 определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий
4 удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения
77. Совокупность факторов, энергетизирующих и направляющих поведение, а также внутренние побуждения, источником которых являются потребности, испытываемые личностью, – это …
78. Соотнесите понятия с их определениями:
A. Потребности
B. Стимул C. Мотивация труда
D. нужда в чем-либо, объективно необходимая для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы
E. внешнее побуждение человека к действию
F. стремление работника удовлетворить потребности посредством трудовой деятельности
79. Стимул, который включает заработную плату и тарифные ставки, премии из дохода или прибыли, путевки, кредиты, ссуды на строительство жилья и т. п., – это … поощрение
80. Стремление работника удовлетворить потребности посредством трудовой деятельности – это … труда
81. Термин «мотивация» был предложен А. Шопенгауэром в начале … века
*19
*20
*18
*17
82. Факторы, обеспечивающие чувство удовлетворенности трудом по Ф. Херцбергу, – это …
*признание
* «мотиваторы»
*уровень зарплаты
* «гигиенические факторы»
83. Факторы, усиливающие неудовлетворенность трудом по Ф. Херцбергу, – это «…» факторы
84. «Человек – художественный образ» – это основание классификации по …
целям
*объекту труда
*условиям труда
*средствам труда
85. Альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, в котором представлена одна из последних современных классификаций профессий, – это «…»
86. В структуре профессиональных способностей выделяют общие и … профессиональные способности
87. В типологии профессий Е. А. Климова отсутствует тип профессий …
87. В типологии профессий Е. А. Климова отсутствует тип профессий …