В возрастной психологии традиционно применяют метод наблюдения. В чем заключается его научно-практическая ценность? |
Для эксперимента в детской психологии существуют особенности его использования. Каковы эти особенности? |
Исследователи указывают на определенное значение биологического фактора в развитии психики ребенка. Однако по-разному объясняют его. Раскройте его значение через концепцию Л.С. Выготского о единство наследственных и социальных факторов в процессе развития. |
В психологии часто описывают и объясняют словесно видимые явления. Какое описание психического развитие ребенка во время беременности можно считать правомерным? |
Родители, как правило, стараются изолировать десятимесячного малыша от чужих, если их присутствие вызывает у ребенка тревогу, плач. Объясните, как правильно нужно поступать? |
При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута гипотеза, о том, что улучшение запоминания ими содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включении этих приемов в процесс запоминания. Какой тип эксперимента необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу? |
Многие опытные учителя утверждают, что для развития саморегуляции младшего школьника важна не отметка сама по себе, а содержательная оценка. Каковы главные аргументы в пользу этого мнения? (выберите два варианта ответа) |
Известны случаи нервной анорексии у девочек. В медицине это явление объясняют клиническим случаем нарушения пищевого поведения, манифестирующей в наиболее типичный период детского возраста – период пубертата. Каковы психологические причины этого явления? |
Педагоги-психологи, наблюдая за учащимися разных классов, сделали вывод о том, что самооценка в юношеском возрасте у старшеклассников выше, чем у них же, в подростковом возрасте. Как с точки зрения психологии развития, возрастной психологии можно объяснить этот вывод? (выберите два варианта ответа) |
Из воспоминаний пожилой женщины: «Как-то начинает пугать — вот тебе скоро пятьдесят пять лет. Надо уходить. А ты привык уже к этому месту, к этой жизни. К этой работе. Тебе страшно расставаться с большим отрезком времени. Это очень тяжелый период, когда ты оказываешься как выброшенный на берег. Сразу ты остаешься без какого-то своего куска жизни. Но если человек знает, что жизнь одна и надо радоваться жизни, то тяжелый период проходит». От чего зависит успешность адаптации к старости? |
Обычно родители незамедлительно отвечают на плач младенца: берут его на руки, укачивают, предлагают соску. Стоит ли поступать так? |
Родители, как правило, стараются изолировать десятимесячного малыша от чужих, если их присутствие вызывает у ребенка тревогу, плач. Объясните, как правильно нужно поступать? |
При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута гипотеза, о том, что улучшение запоминания ими содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включении этих приемов в процесс запоминания. Какой тип эксперимента необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу? |
Американский психолог Г.С. Холл (01.02.1846 – 24.04.1924) описывал возраст подростка как период «бурь и страстей». Это означает, что подростковый период содержит в себе определенные противоречия. В чем они проявляются? (выберите два варианта ответа). |
Социальная ситуация развития по Л.С. Выготскому в ранней взрослости содержит противоречие, заключающееся между необходимостью личности включиться в новую систему общественных отношений и степенью ее готовности к принятию и реализации этой системы отношений. Объясните это утверждение, раскрыв противоречия. |
Из воспоминаний пожилой женщины: «Как-то начинает пугать — вот тебе скоро пятьдесят пять лет. Надо уходить. А ты привык уже к этому месту, к этой жизни. К этой работе. Тебе страшно расставаться с большим отрезком времени. Это очень тяжелый период, когда ты оказываешься как выброшенный на берег. Сразу ты остаешься без какого-то своего куска жизни. Но если человек знает, что жизнь одна и надо радоваться жизни, то тяжелый период проходит». От чего зависит успешность адаптации к старости? |
В возрастной психологии и психологии развития часто применяют периодизацию развития Д.Б. Эльконина. К какой группе можно ее причислить – к эмпирической или теоретической? |
Долгое время психология и философия не выделяли в феноменах внутриутробной жизни человека специального предмета изучения. Психическая жизнь младенца в утробе матери мыслилась как тотальная психологическая нерасчлененность и неразрывное телесное единство. Какие изменения в общественном сознании о возникновении и развитии пренатальных практик произошли и происходят в последнее время? |
В психологии часто описывают и объясняют словесно видимые явления. Какое описание психического развитие ребенка во время беременности можно считать правомерным? |
При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута гипотеза, о том, что улучшение запоминания ими содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включении этих приемов в процесс запоминания. Какой тип эксперимента необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу? |
Многие опытные учителя утверждают, что для развития саморегуляции младшего школьника важна не отметка сама по себе, а содержательная оценка. Каковы главные аргументы в пользу этого мнения? (выберите два варианта ответа) |
Американский психолог Г.С. Холл (01.02.1846 – 24.04.1924) описывал возраст подростка как период «бурь и страстей». Это означает, что подростковый период содержит в себе определенные противоречия. В чем они проявляются? (выберите два варианта ответа). |
Прочитайте письмо «Из хроники жизни взрослого» (см. ниже). «Никогда не думал, что так можно уставать от жизни, просыпаться по утрам не хочется… Я и хлеб ем, как пряник, - очень люблю жизнь. Вот, говорят, что надежда умирает последней, я думаю, что ее давно похоронил. Я вдруг почувствовал, что если не я, то никто, понимаешь, никто этого не сделает… Я почувствовал, что стал взрослым, когда защитил мать от отца. Это было страшно, но я смог. Как подумаешь о жизни, ничего-то не понимал в молодости, вот если бы все начать с начала…. Никогда не завидовал молодым, а тут вдруг сердце защемило - жизнь-то проходит”. Попытка осознать свой возраст. Человек оценивает, что он имеет, что уже сделал, что предстоит. Это встреча с ограниченностью времени жизни. Начинается время ухода молодости. Грусть, тоска, обеспокоенность. Люди хотят что-то изменить. Осознание ошибок. Кризис протекает тяжело. Необходимо стимулировать человека- поиск новых смыслов. Происходит сравнение планов юности и реальных достижений. Часто разочарование. Страх подхода к середине жизни». О каких проблемах возрастного этапа написано в письме? (выберите два варианта ответа) |
Из воспоминаний пожилой женщины: «Как-то начинает пугать — вот тебе скоро пятьдесят пять лет. Надо уходить. А ты привык уже к этому месту, к этой жизни. К этой работе. Тебе страшно расставаться с большим отрезком времени. Это очень тяжелый период, когда ты оказываешься как выброшенный на берег. Сразу ты остаешься без какого-то своего куска жизни. Но если человек знает, что жизнь одна и надо радоваться жизни, то тяжелый период проходит». От чего зависит успешность адаптации к старости? |
Фундаментальная отрасль психологической науки, изучающая психику, механизмы, факторы и закономерности психической жизни — это … психология |
Отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития человека и становление его личности на разных возрастных этапах от рождения до старости – это … психология |
Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, т.е. переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему – это … |
Индивидуальное развитие человека – это … |
Возраст, определяющийся состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, — это … возраст |
Структура психологического возраста включает … |
Возраст, измеряющийся путем соотнесения уровня социального развития человека с тем, что статистически нормально для его сверстников, — это … возраст |
Социальная среда, обучение, социализация – это … факторы развития |
Сопоставьте общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической: |
Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности, где изменения, которые происходят на протяжении длительного времени незначительны и не заметны для окружающих, накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии, т.е. появляются возрастные новообразования, — это … периоды развития |
2 месяца – 1 год – это границы периода … в отечественной возрастной психологии |
Установите верную последовательность развития форм общения ребенка и взрослого: |
Условными границами подросткового возраста в отечественной психологии считается период от … |
Социальная ситуация в подростковом возрасте представлена формулой ребенок - … |
Неверно, что для подросткового возраста характерной чертой является … |
Сопоставьте кризисы и их симптомы: |
Сопоставьте науку и ее цель: |
Сопоставьте формы и содержание психологической готовности и самоопределение в юности: |
Анализом типичных образцов мышления человека в период ранней взрослости занимался Клаус Ригель, который выделял понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития. Он называл это … мышлением |
Верным является утверждение о том, что … |
Интегральная характеристика состояния организма, отражающая степень его биологической зрелости и соответствие средним групповым характеристикам, называется … возрастом |
Установите верную последовательность социальных ситуаций развития: |
Определите последовательность трех подкризисов (по Р. Пекку), чтобы, по идее Э. Эриксона, у человека на этапе поздней взрослости полностью сложилось чувство цельности (полноценности): |
Основной метод при работе с детьми, особенно дошкольного возраста, – это … |
Соотнесите понятия и их определения: |
Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, т.е. переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему – это … |
Индивидуальное развитие человека – это … |
Сопоставьте периоды развития и соответствующие им кризисы: |
Возраст, определяющийся состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, — это … возраст |
Сопоставьте общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической: |
Сопоставьте основные понятия возрастной психологии и их определения: |
Новообразованием периода новорожденности является … (укажите словосочетание) |
Сопоставьте виды рефлексов и непосредственно рефлексы новорожденного: |
Сопоставьте формы и характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми: |
Расположите в правильной последовательности первые формы взаимодействия младенца и взрослого: |
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является … игра |
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) содержание общения становится выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, т.е. ... |
Неверно, что для подросткового возраста характерной чертой является … |
Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это зона … развития |
Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а также организация формирования знаний, умений, навыков – это … |
Одной из причин кризиса молодости является … |
Одна из главных проблем периода ранней взрослости, по мнению Э. Эриксона, – это проблема … |
Развитие психических функций человека на стадии ранней взрослости имеет … характер |
Установите верную последовательность кризисов ранней взрослости (Левинсон, Шихи): |
Сопоставьте возраст и ведущий вид деятельности, к которым он относится: |
Сопоставьте личностные новообразования и возраст их появления: |
Установите правильную последовательность развития высших психических функций на этапе взрослости: |
Исследования Л. Шоемфельдта и В. Оуэнса показали, что вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней молодости, могут … |