1. Установите соответствие принципов командообразования и их содержания:
A. Формирование целей
B. Командное выполнение задачи
C. Индивидуальная ответственность перед командой
D. конкретные задачи позволяют сконцентрироваться на выполнении определенных действий и поиске эффективных способов для достижения результата
E. такая работа обязывает присматриваться к особенностям друг друга, учиться подстраиваться под коллектив
F. каждый в команде должен осознавать, что именно от его личного вклада зависит общий командный результат
2. Собеседование, в ходе которого соискателю Собеседование, в ходе которого соискателю предлагают определенный перечень вопросов, где надо оценить какую-то гипотетическую ситуацию или абстрактных людей, называется …
*Brainteaser-интервью
*ситуативным интервью
*проективным интервью
*стрессовым интервью
*практическим заданием на рабочем месте
3. Дениса пригласил на кофе-брейк его руководитель. Во время перекуса он рассказал, как вчера общался со своими приятелями и поделился их диалогом: «Я завел себе кота. Угадайте, какого он цвета? Петя сказал: «Я считаю, его цвет не чёрный». Александр сказал: «Это либо коричневый, либо серый цвет». Владислав сказал: «Я знаю, что он коричневый». А я ответил: «По крайней мере один из вас прав и по крайней мере один из вас неправ». Какого цвета мой кот, если цвет один из вышеперечисленных?». – Надеюсь, они все угадали правильно? – сказал Денис. – Я расскажу, если скажешь свой вариант, – усмехнувшись сказал руководитель. – Да чего тут думать, понятно, что он коричневый! Какой инструмент для проверки логического мышления использовал руководитель? Угадал ли Денис цвет кота?
*Инструмент «Задачка на подумать». Денис не угадал, цвет кота – черный.
*Инструмент «Brainteaser», что переводе с английского означает «дразнилка мозга». Денис не угадал, цвет кота – серый.
*Инструмент «Загадка для ума»; Денис угадал, цвет кота – коричневый.
4. Три составляющие процесса командообразования: формирование и развитие навыков командной работы; формирование; формирование/создание команды
5. Уровень развития группы, описанной в приведенной ниже сказочной истории, можно охарактеризовать как «…» Пузырь, соломинка и лапоть. Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки и не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!». «Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней». Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!
*реальная команда
*рабочая группа
*потенциальная команда
*псевдокоманда
*высокоэффективная команда
6. Установите соответствие между командными ролями (по Белбину) и их описанием:
A. Исследователи
B. Экспертыx
C. Дипломаты
D. Исполнители
E. зачастую это энтузиасты и яркие экстраверты, они умеют общаться с людьми в компании и за ее пределами, вести переговоры; не являясь генераторами оригинальных идей, легко подхватывают идеи других и развивают их
F. это очень серьезные и предусмотрительные люди с врожденным иммунитетом против чрезмерного энтузиазма; медлительны в принятии решения, предпочитают хорошо все обдумать; способны критически мыслить
G. они пользуются наибольшей поддержкой команды; очень вежливы, обходительны и общительны; умеют быть гибкими и адаптироваться к любой ситуации и разным людям, также умеют слушать других и сопереживать, очень популярны в команде
H. они обладают отличной способностью доводить дело до завершения и обращать внимание на детали; никогда не начинают то, что не могут довести до конца; часто являются интровертами; им обычно не требуется стимулирование извне или побуждения
7. У организации «Небо» этим летом будет юбилей – 10 лет. Руководство решило отпраздновать эту дату вместе с сотрудниками, но отпраздновать так, чтобы это было не только весело, но и полезно для всей команды. Менеджер по внутренним коммуникациям решил, что в такой ситуации не помешает тренинг, и руководство дало добро. Какой тренинг стоит провести при данных условиях?
*indoor-тренинг
*inside-тренинг
*outdoor-тренинг
8. Приглашенный для построения эффективного группового обсуждения консультант, способствующий нахождению группой взаимоприемлемого решения проблемы, расширению пространства моделей, поиску оптимального решения, называется …
*медиатором
*фасилитатором
*коучем
*модератором
*бизнес-тренером
9. Установите соответствие между командными ролями (по Белбину) и их описанием:
A. Координаторы
B. Реализаторы
C. Творцы
D. Генераторы идей
E. их отличительной чертой является способность заставлять других работать над распределенными целями; охотно раздают поручения
F. им присущи здравый смысл и хорошее чувство самоконтроля и дисциплины, они любят тяжелую работу и преодоление проблем в системном режиме
G. они имеют высокий уровень мотивации, обладают неисчерпаемой энергией и великой жаждой достижений; обычно это ярко выраженные экстраверты, обладающие сильной напористостью; им нравится бросать вызов другим, их цель – победа
H. они считаются изобретателями, могут быть очень креативными; они сеют зерно и мысли, из которых прорастают большинство разработок и проектов; обычно предпочитают работать самостоятельно, часто следуя нетрадиционным путем
10. Петр находился в должности директора магазина уже год. Как полагается, у него были подчиненные: специалисты, кассиры, мерчендайзеры, уборщики и охрана. А также у Петра был заместитель Михаил, которого все уважали и слушались, потому что он следил за каждым шагом своих коллег, знал обо всех тонкостях управления персоналом, а также работал упорно и ответственно. Петр считал, что настоящая власть над персоналом и магазином у него, но спустя полгода его уволили. Как формулировало высшее руководство причину увольнения Петра?
* «К сожалению, у вас была только формальная власть, а у Михаила реальная власть».
* «У вас не было ни реальной, ни формальной власти, все это было у Михаила».
* «Вы не смогли найти общий язык с коллегами».
11. Психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану, – это …
12. Группа, у которой имеется потребность в повышении эффективности совместного труда, есть возможность стать командой, но она не сосредоточилась на коллективном выполнении работы и не пробует делать это, – это такой тип команды, как
13. Подростка пригласили на вечеринку. Обычно он ходит в очках, клетчатых штанах и водолазке, но в этот раз молодой человек решил одеться модно и стильно, чтобы не выглядеть белой вороной в новой социальной группе. Какое приспособленческое поведение описано в данном примере?
*конформизм
*нонконформизм
*социальная ингибиция
14. … это человек, расширяющий видение проблемы партнерами по (групповому) взаимодействию за счет использования вопросно-ответных процедур, соотнесения разных точек зрения, рассмотрения ситуации с различных, зачастую не очевидных сторон
15. Одной из обязательных (основных) ролей, необходимых для эффективного осуществления деятельности в команде, является роль …
*аналитика
*вдохновителя
*мотиватора
*контролера
16. Процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организованной группе, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал, называется …
*командообразованием
*стратегией развития группы
*развитием кадрового потенциала
*корпоративной
17. Вид интервью, позволяющий убедиться в наличии у соискателей необходимых профессиональных навыков и оценить их квалификацию, чтобы выбрать среди них наиболее умелого специалиста, называется …
*Brainteaser-интервью
*деловой игрой
*ситуативным интервью
*проективным интервью
*стрессовым интервью
18. Определите последовательность этапов формирования и развития навыков командной работы (teamskills) в соответствии с основой системой внедрения командного менеджмента:
1 принятие ответственности за результат команды
2 принятие единого командного решения и согласование его с членами команды
3 гармонизация общей цели с целями персональными
4 ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменение стиля в соответствии с особенностями задачи
5 конструктивное взаимодействие и самоуправление
19. Метод мотивации, направленный только на поднятие духа команды, осуществляется за счет
*начисления бонусов за результат
*получения удовлетворения от результата
*материальной мотивации
*премирования членов команды
20. В HR-отделе большой компании была сильно снижена эффективность работы. Начальник отдела не мог понять, с чем это связано, и решил обратиться к профессионалу, который может решить проблему в его коллективе. Когда был назначен день сессии, человек приехал, и первое, что он начал делать, это спрашивать у сотрудниц коллектива, что им не нравится. Затем специалист попросил каждую сотрудницу анонимно написать на листке бумаги, какие барьеры, по их мнению, присутствуют в коллективе. Одна из сотрудниц хотела отказаться от участия «в этом цирке», но профессионал настаивал на том, чтобы в обсуждении участвовали все без исключения, и чтобы все соблюдали условия задания. Во время сессии участницы договорились между собой о правилах работы и о контроле их соблюдения. После окончания сессии все были довольны, а начальник отдела, обращаясь к специалисту, воскликнул: – Вы просто волшебник! – Нет, я лишь ... Кем был профессионал? Что было на сессии?
*Медиатором; создание благоприятной атмосферы путем задания этапов и правил работы с последующим контролем их соблюдения.
*Фасилитатором; создание условий для эффективной групповой работы путем задания этапов и правил работы с последующим контролем их соблюдения.
*Модератором; создание коммуникативных барьеров путем задания этапов и правил работы с последующим контролем их соблюдения.
*Коучем; создание условий для эффективной групповой работы путем задания этапов и правил работы с последующим контролем их соблюдения.
21. … это базовая характеристика индивида, причинно связанная с критериями эффективного и/или успешного действия в профессиональных или жизненных ситуациях
22. Коллективную ответственность за успех дела команда несет перед …
*администрацией
*организацией
*управленческой командой
*профессиональным сообществом
23. Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми …
*нормами
*ценностями
*мнениями
*целями
24. Элемент правовой нормы, предусматривающие неблагоприятные последствия для лица, которое нарушило содержащееся в такой норме правило, – это
25. Коучинг, задачей которого является определение идентичности руководителя, называется … коучингом
26. Непосредственным типом менеджмента является …
*командный менеджмент
*рациональная
*бюрократия автократия
27. Понижение эффективности производимых действий индивида в присутствии посторонних зрителей (например, уменьшение скорости заучивания бессмысленных слогов, прохождения лабиринта и решения сложных примеров на умножение) – это
28. Установите соответствие между этапами развития технологии Assessment Center:
A. Подготовительный этап
B. Командообразующий этап
C. Завершающий этап
D. обсуждение состава группы, существующих симпатий и антипатий, ролевой структуры; разработка тем групповых дискуссий, сценариев ролевых игр, создание схемы микширования и маршрутных листов для каждого участника
E. обсуждение с группой целей и последовательности действий в процессе работы; вручение персональных графиков микширования и объяснение правил выполнения заданий; обсуждение полученного опыта; подведение итогов работы
F. обсуждение с руководством полученных результатов; обсуждение перспектив дальнейшей работы с персоналом
29. Лиза был отличницей в своем 56, а вот ее одноклассник Женя отличником не был и к пятеркам не стремился. Ему было и так хорошо, мама с папой не ругали, учителя на доставали, зачем стараться? Зато уж очень Жене нравилось выступать на публике, и у него никогда не было боязни сцены. Как-то раз классная руководитель собрала всех детей на перемене и сообщила: «Через 3 месяца будет олимпиада по математике, и я предлагаю, чтобы наш класс был самым лучшим, как и в том году, провести небольшое предолимпиадное тестирование. Чтобы мы все были уверенны, что займем первое место, как и в прошлом году. А самый старательный из вас будет удостоен особой награды!». И, подмигнув Лизе, учительница удалилась. Жене идея с подготовкой не очень понравилась, но деваться было некуда, он стал готовиться, так как защищать честь школы - это другой уровень, нежели просто контрольная. Дети написали предолимпиадный тест, самый лучший результат показала, конечно же, Лиза. Все к этому привыкли и не сильно удивились, да и надежды на получение «особой награды» уже не было. И вот наступил день Х, и весь класс начал писать уже настоящий олимпиадный тест. Он был сложным, даже сложнее, чем тот, к которому их готовила учительница. Спустя несколько дней озвучили итоги тепа, и... Женя набрал самое большое количество баллов! Такого никто не ожидал, но грамотная подготовка и ответственность дала свои плоды. И в качестве награды ему вручили приглашение в центр юных математиков на второй тур соревнований, где нашему школьнику нужно было написать похожее тестирование. Но в этом центре было много других, не менее талантливых школьников, там даже ходили фотографы, где-то пробежал оператор с камерой за спиной. Женю подвели к кабинету, где он должен был писать теп и, когда дверь открылась, он ужаснулся: это был не просто кабинет, а скорее походил на театральный зал. Слева кабинет был полностью заполнен родителями других детей, в первом ряду уселись жюри, а справа находились парты, выставленные подковообразной формой, и за каждой сидел ребенок Жениного возраста. «Видимо, это лучшие ученики из школ округа», подумал он. И вот прозвенел необычный звонок, сигнализирующий начало второго тура Олимпиады. Дети принялись писать, а Женя все думал о том, что на него все смотрят. Руки начали немного потеть, а задачи казались непонятными и очень сложными, давящими на мозг. Через пару минут мальчик выдохнул и начал писать. После того, как все закончилось, он понял, что ошибся минимум в 4 задачах, но не мог понять, с чем же это связано? В связи с чем связано поведение Жени? Какая доминирующая реакция описана?
*Женю напрягало присутствие других людей из-за боязни сцены; социальная ингибиция.
*Женю напрягало присутствие других людей из-за решения интеллектуально легких задач; социальная ингибиция.
*Женю напрягало присутствие других людей из-за решения интеллектуально сложных задач; социальная ингибиция.
*Женю напрягало присутствие других людей из-за решения интеллектуально сложных задач; социальная фасилитация.
30. Определите последовательность действий, которые необходимо предпринять для эффективной работы команды:
1 четкое распределение ролей и обязанностей
2 осознание всеми членами команды целей и текущих задач проекта
3 учет и личностных, и профессиональных качеств специалистов при объединении их в команду
4 внимание менеджеров и к достижению целей проекта, и к установлению дружеской рабочей атмосферы
5 умение делегировать полномочия, тем самым развивая способности персонала, становится основным качеством эффективного менеджера проекта
31. Многофункциональная группа, в которую собраны специалисты разных направлений деятельности, необходимых для достижения общей цели, называется …
*рабочим подразделением
*проектной командой
*командой по оперативному решению поставленных задач
*целевой командой
*командой по вопросам усовершенствования
32. Установите последовательность факторов мотивации персонала при формировании команды на этапе функционирования:
1положительное и отрицательное подкрепление взаимодействия и выполнения заданий
2поощрение инновации и самостоятельности
3обеспечение возможностей самовыражения в работе
4поощрение проявлений позитивной групповой сплоченности и сработанности
33. Собеседование, цель которого – проверить аналитическое мышление и творческие способности соискателя, называется …
*Brainteaser-интервью
*ситуативным интервью
*проективным интервью
*стрессовым интервью
*практическим заданием на рабочем месте
34. В небольшой компании по изготовлению мебели произошла ситуация, с которой никак не мог справиться директор. Компании не хватало специалиста, который бы помог взглянуть на проблему «сверху». И тогда директор решил пригласить одного своего друга, который всегда выручал его в сложных ситуациях. Друг не отказался от встречи и в итоге помог найти оптимальное решение для проблемной ситуации. Он посмотрел на команду директора, рассчитал, что у них большой интеллектуальный потенциал, и открыл им путь к «совместному мышлению». Каким специалистом мог быть друг директора? С чем он работал?
*Медиатор; работал с содержанием, с совместным мышлением.
*Фасилитатор; работал с группой и их проблемами.
*Модератор; работал с содержанием, с совместным мышлением.
*Коуч; работал с мышлением группы и их эмоциональной составляющей.
35. В описанной ниже сказочной истории не были учтены такие факторы совместной деятельности, как … Пузырь, соломинка и лапоть. Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки и не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!». «Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней». Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!
*наличие общей территории
*наличие авторитетного лидера
*совместное времяпрепровождение
*распределение функциональных обязанностей
36. Установите соответствие между функционалом ведущего группы и того, с чем он работает:
A. Фасилитация
B. Медиация
C. Модерация
D. группа
E. личность
F. деятельность (содержание)
37. Три кита командообразования – это целеустремленность, сплоченность и …
38. Установите последовательность факторов мотивации персонала на этапе формирования команды:
1 проявлять интерес к потребностям и особенностям членов группы, их ожиданиям
2 определить ценности и нормы групповой деятельности
3 обеспечить связь между целями и деятельностью группы и индивидуальными интересами ее членов
39. Минимальное количество членов группы, чтобы она считалась командой, – … человека
40. В одной компании проводили собрание, на котором обсуждалась проблема: «Как привлечь больше покупателей?». Во время обсуждения коллеги (разного возраста, опыта и специализации) предлагали большее количество вариантов решения данной задачи. Были даже абсурдные и фантастические предложения, имевшие малую связь с реальностью, но никто никого не критиковал. Спустя час собрание закончилось, все были довольны результатом, поблагодарили друг друга и разошлись по рабочим местам. Какой метод для решения данной задачи был использован?
*смена обстановки
*indoor-тренинг
*мозговой штурм
41. Многоцелевая кадровая технология, направленная на создание, закрепление и внедрение механизмов командообразования в среде руководителей и сотрудников различного уровня, – это
42. Установите соответствие видов интервью и того, для чего они используются:
A. Brainteaser-интервью
B. Деловая игра (ассессмент)
C. Проективное интервью
D. Стресс-интервью
E. позволяет проверить аналитическое мышление и творческие способности соискателей
F. помогает определить индивидуальные и коллективные способности соискателей, степень подготовленности к профессиональным требованиям
G. помогает выявить скрытые мотивы, установки, отношения, предпочтения, ценности соискателей
H. позволяет определить устойчивость соискателей к часто встречающимся в работе сложным ситуациям
43. Соотнесите тип трудовой среды и ее факторов с примерами:
A. Физические факторы социальной среды
B. Технико-технологические факторы социальной среды
C. Социальная среда
D. воздух, температура, влажность, освещение, уровень шума, цветовое оформление
E. средства труда, предметы труда, технологический процесс
F. межличностные отношения (по горизонтали и вертикали)
44. Человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду – это …
45. Команда нужна, если предметом деятельности подразделения является …
*типовое строительство
*реализация проектов
*бухгалтерия
*охрана
46. Установите соответствие между методами собеседования и их содержанием:
A. Британский метод
B. Немецкий метод
C. Американский метод
D. Китайский метод
E. основан на личной беседе с кандидатом членов кадровой комиссии (интервьюеры интересуются биографией кандидата, традициями семьи и местом, где он получил образование)
F. основан на оформлении кандидатами значительного числа документов с обязательными предварительной подготовке и правильном письменными рекомендациями известных специалистов, ученых, руководителей, политиков
G. направлен на проверку интеллектуальных и творческих способностей; предполагает психологическое тестирование с использованием компьютеров и наблюдение за кандидатами в неформальной обстановке
H. основан на предварительных письменных экзаменах (кандидаты пишут ряд сочинений на знание классики, грамотность письма, знание истории, и после этого допускаются к непосредственному собеседованию)
47. Этап развития команды, на котором возникает конфронтация между ее членами, называется стадией …