История и методология науки

Чтобы купить решение жмите кнопку «купить»

Метод фальсификации для отделения научного знания от ненаучного предложил использовать…

Расположите направления философии науки в порядке их возникновения:

эмпириокритицизм

Установите соответствие идейных позиций по отношению к пониманию ими значимости науки (сциентизм или антисциентизм):

Собрание, совокупность специалистов в определенной области знания, получивших сходное образование, сформировавших однотипные профессиональные навыки, усвоивших одну и ту же учебную литературу и отвечающих за реализацию определенных целей, называется в концепции Т. Куна …

Э. Резерфорд говорил, что «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок». Как называется такая идейная позиция?

В течение ХVII–ХVIII вв. идеалы и нормы научного исследования выражали установки …понимания природы

Начиная с ХVII в. идеалом классического естествознания являетсяпостроение абсолютно истинной картины природы, выявляющей … причины явлений

Установите соответствие периодов развития науки и времени, к которому они относились:

Священник,философ,математик и астроном П. Гассенди писал: «В нашей власти не столько предохранить себя от ошибок, сколько не упорствовать в заблуждении», имея в виду … функцию науки

Р. Беллман писал: «Никогда научная жизнь не будет уже такой безоблачной и спокойной, как в дни, когда безраздельно царствовал детерминизм». Умозаключите, что имел в виду автор высказывания.

Установите соответствие различных отраслей научного знания и времени их возникновения:

Научная картина мира – это …

Признанные научным сообществом на определенном историческом этапе развития науки ее фундаментальные теории, законы, методологические принципы называются…

Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, обозначается понятием «…»

Расположите в хронологической последовательности основные вехи в развитии науки:

К фундаментальным принципам построения современной научной картины мира относятся…

Установите соответствие основных этапов развития науки и периодов развития этих этапов:

Стадия технической деятельности человека, связанная с изображением в чертежах и расчетах (и других знаковых средствах – макетах, рисунках) внешнего вида, строения и функционирования будущего изделия (дома, корабля, машин), обозначается понятием «…»

В числе новых направлений современного этапа научно-технической революции – …

В числе основных уровней научного исследования можно выделить …

Представленная с помощью гипотетических допущений теоретическая модель существенных связей реальности – это… объект

В числе методов эмпирического уровня научного исследования – …

Законы, объясняющие эмпирические явления путем введения предположений о не наблюдаемых в опыте причинах таких явлений, обозначаются понятием «…»

Неверно, что к теоретическому познанию относятся такие формы познания, как …

Первичным элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне познания является …

Высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы, – это …

Изучив приведенный ниже отрывок из книги «Русские ночи» писателя В.Ф. Одоевского, можно сделать вывод, что русский писатель иронизирует над каким направлением в теории познания, как … «Медик лечил портного от горячки; больной, при смерти, просит напоследях покушать ветчины; медик, видя, что уже спасти больного нельзя, соглашается на его желание; больной покушал ветчины – и выздоровел. Медик тщательно внес в свою записную книжку следующее опытное наблюдение: «ветчина –успешное средство от горячки». Через несколько времени тому же медику случилось лечить сапожника также от горячки; опираясь на опыт, врач предписал больному ветчину – больной умер; медик, на основании правила записывать факт как он есть, не примешивая никаких умствований, – прибавил к прежней отметке следующее примечание: «средство, полезное лишь для портных, но не для сапожников»».

Совокупность сложных теоретических и практических задач, подлежащих решению, обозначается понятием «…»

Установите соответствиенаправления философии науки и его проблематики:

Можно выделить такие основные экзистенциальные проблемы, как …

Вопрос, возникающий в случае расхождения теории и эмпирии, обозначается понятием «…»

Группа концепций и учений идейно-гипотетического, теоретического и псевдотеоретического характера, стремящихся к применению научной методологии к предметам ненаучного и вненаучного характера, обозначается понятием«…»

Процесс размышления индивидуума над собственными чувствами и мыслями обозначается понятием «…»

Неразрешимая в рамках определенной парадигмы проблема обозначается понятием «…»

К предпосылкам кризиса классического философствования можно отнести …

Методология – это …

Наблюдение и эксперимент являются основными методами … исследования

Методологический принцип, основанный на сведении сложных форм движения к простым, – это …

Установите соответствиеметодов научного исследования (анализ, синтез) и их характеристик:

Метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум,– это …

К эмпирическим методам познания относят …

Химик-органик Н.Д. Зелинский говорил: «Овладевай всей широтой человеческих знаний, не замыкаясь в одной узкой специальности – вот первое, что я хочу тебе посоветовать…». Какая проблема научного познания отражена в данном высказывании?

Немецкий психолог В. Дильтей выдвинул для ряда … наук метод понимания

Установите соответствие особенностей понимания истины в классической и постклассической философии:

Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:

Доказательство в широком смысле понимается как любая процедура установления истинности какого-либо суждения при помощи … рассуждений

Критерий истины, согласно марксизму, – это …

Философской позицией автора высказывания, приведенного ниже, является … «Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее … следовательно, она реальна … Устрани ощущение мягкости, влажности, красоты, терпкости, и ты уничтожишь вишню. Так как она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений …»

Одно из главных отличий между гипотезой и теорией – в том, что …

«В каждом знании столько истины, сколько есть математики», считал …

Метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования, обозначается понятием …

Научная картина мира – это …

Совокупность исследователей со сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и её отношений к социальной среде, обозначают понятием …

Новые научные истины побеждают в результате того, что противники их постепенно вымирают, как считал …

В эпохе Античности сфера искусственного, умений, навыков обозначалась термином «…»

Метод истолкования, в основе которого лежит постижение смысла – это …

Концепцию развития науки как конкуренции научно-исследовательских программ сформулировал …

Автор наиболее известной концепции этоса науки – это …

Непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте, называется понятием «…»

Раздел теории познания, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности, – это …

Признанные научным сообществом на определенном историческом этапе развития науки ее фундаментальные теории, законы, методологические принципы называются …

Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, обозначается понятием «…»

Совокупность научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем, обозначается словом …

Исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательства и используемое при доказательстве других её положений – это …

Для современной науки характерен переход от …

Автор концепции понимания техники как средства «истинствования» и способа раскрытия «потаенного» – это …

Мысль о том, что «выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение производить опыты, и эта наука есть царица наук», принадлежит ученому и философу …

Представителями второго позитивизма являются …

Р. Беллман писал: «Никогда научная жизнь не будет уже такой безоблачной и спокойной, как в дни, когда безраздельно царствовал детерминизм». Умозаключите, что имел в виду автор высказывания?

Учение о познании, в котором ощущения, чувства признаются единственным источником и основанием знания – это …

Принцип фальсифицируемости в критерий науки ввел …

Фамилия ученого, который ввел в науку теорию электромагнитного поля, – …

Расположите в хронологической последовательности основные вехи в развитии науки:

Согласно принципу Ф. Реди, …

Кибернетика – это …

В западной философии науки в 1960 – 70-х гг. развивается течение постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно – мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин и др.). В чем была причина критики неопозитивизма постпозитивизмом?

В.И. Ленин отмечал: «Кризис физики состоит в завоевании физики духом математики… Физика стала математической физикой». В чем суть критической оценки В.И. Лениным современной ему физики?

А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника». Негативные стороны какого процесса обозначены в данном высказывании?

Имеется умозаключение: «Железо при нагревании расширяется, медь при нагревании расширяется, ртуть при нагревании расширяется, железо, медь, ртуть – металлы. Следовательно, все металлы при нагревании расширяются». Какой метод доказательства представлен в данном умозаключении?

Существует несколько точек зрения относительно понятия «истина». Умозаключите, какая из цитат, трактующих понятие «истина», принадлежит философу Карлу Марксу?

В западной философии науки в 1960 – 70-х гг. развивается течение постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно – мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин и др.). В чем была причина критики неопозитивизма постпозитивизмом?

А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника». Негативные стороны какого процесса обозначены в данном высказывании?

Голландский ученый и философ Б. Спиноза писал: «то, что существует само в себе и представляется само через себя, т. е представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться». О какой категории идет речь в высказывании?

Модель научного роста выглядит таким образом: наука начинается с проблем; научными объяснениями проблем выступают гипотезы; гипотеза является научной, если она в принципе фальсифицируема; фальсификация гипотез обеспечивает устранение выявленных научных ошибок; новая и более глубокая постановка проблем и выдвижение гипотез достигается в результате критической дискуссии; углубление проблем и гипотез (теорий) обеспечивает прогресс в науке, точнее рост научного знания. Умозаключите, кто является автором данной модели.

Имеется умозаключение: «Железо при нагревании расширяется, медь при нагревании расширяется, ртуть при нагревании расширяется, железо, медь, ртуть – металлы. Следовательно, все металлы при нагревании расширяются». Какой метод доказательства представлен в данном умозаключении?

Корреспондентная теория истины – это совокупность методологических направлений, определяющих истинность некоторого фрагмента знания (высказывания, теории) через соответствие (лат. correspondentia) объекту этого знания; основным вариантом корреспондентной теории истины является «классическая» концепция истины (Платон, Аристотель, Фома Аквинский), согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности. Выберите из приведенных ниже высказываний слабую сторону данной теории.

Существует несколько точек зрения относительно понятия «истина». Умозаключите, какая из цитат, трактующих понятие «истина», принадлежит философу Карлу Марксу?

Прочитайте отрывок: «Наука представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, а также систему норм и правил. Такое понимание науки объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания». Умозаключите, о науке в качестве какого явления говорится в данном отрывке?

В западной философии науки в 1960 – 70-х гг. развивается течение постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно – мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин и др.). В чем была причина критики неопозитивизма постпозитивизмом?

В.И. Ленин отмечал: «Кризис физики состоит в завоевании физики духом математики… Физика стала математической физикой». В чем суть критической оценки В.И. Лениным современной ему физики?

А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника». Негативные стороны какого процесса обозначены в данном высказывании?

Голландский ученый и философ Б. Спиноза писал: «то, что существует само в себе и представляется само через себя, т. е представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться». О какой категории идет речь в высказывании?

Модель научного роста выглядит таким образом: наука начинается с проблем; научными объяснениями проблем выступают гипотезы; гипотеза является научной, если она в принципе фальсифицируема; фальсификация гипотез обеспечивает устранение выявленных научных ошибок; новая и более глубокая постановка проблем и выдвижение гипотез достигается в результате критической дискуссии; углубление проблем и гипотез (теорий) обеспечивает прогресс в науке, точнее рост научного знания. Умозаключите, кто является автором данной модели.

В данном научном тексте идет речь о противопоставлении двух научных категорий: «Во – первых, … характеризуется наличием обмена веществ (метаболизма), то есть способности усваивать поступающие извне вещества (пищу, кислород) и энергию, подвергать их комплексной переработке и выделять вовне ненужные организму продукты. Во – вторых, для … характерно воспроизводство себе подобных с помощью генетических механизмов. В – третьих, … характеризуется (отличается) саморегуляцией функций в ходе приспособления к среде обитания в единстве онто- и филогенеза. И в – четвертых, важнейшей характеристикой … выступает клеточное строение». О каких категориях идет речь?

Древнегреческому философу Эмпедоклу (около 490–430 гг. до н.э.) принадлежат слова о том, что мир попеременно возникает и уничтожается и, возникши, опять разрушается, что поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, разрушает мир Вражды, Вражда же снова разделяет элементы. Зачатки какого метода можно обнаружить в этих словах?

Корреспондентная теория истины – это совокупность методологических направлений, определяющих истинность некоторого фрагмента знания (высказывания, теории) через соответствие (лат. correspondentia) объекту этого знания; основным вариантом корреспондентной теории истины является «классическая» концепция истины (Платон, Аристотель, Фома Аквинский), согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности. Выберите из приведенных ниже высказываний слабую сторону данной теории.

Существует несколько точек зрения относительно понятия «истина». Умозаключите, какая из цитат, трактующих понятие «истина», принадлежит философу Карлу Марксу?

Чтобы купить решение жмите кнопку «купить»
Made on
Tilda