Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований [6 тем]

Чтобы купить решение жмите кнопку «купить»

Абсолютная величина коэффициента обозначает: …

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • наличие допустимого отклонения
  • сумму выборок
  • разницу между выборками
  • степень связи

Автором классического варианта обоснованной теории является …

Тип ответа: Текcтовый ответ

Анализ количественных данных начинается: …

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • с группировки
  • с подсчета
  • с описания
  • с представления

Анализ социального контекста исследуемого события в процессе качественного исследования предполагает выявление и учет: … (укажите 3 варианта ответа)

Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов

  • культурных условий жизнедеятельности обследуемых
  • политических условий жизнедеятельности обследуемых
  • экономических условий жизнедеятельности обследуемых
  • коммуникационных условий жизнедеятельности обследуемых
  • психологических условий жизнедеятельности обследуемых

Анализируя ряд диссертаций, автор аналитического обзора пишет: «В диссертациях по педагогике очень часто при обосновании предложенной методики сравниваются результаты учащихся, с которыми по этой методике занимались дополнительно, и результаты контрольной группы. Но ведь если с детьми регулярно заниматься дополнительно, при любой методике от этого должна быть какая-то отдача! В действительности основная и контрольная группа должны заниматься одинаковое время, но по разным методикам. Представляется, что эта логическая ошибка проистекает из желания авторов исключительно подтвердить свою позицию, вместо того чтобы ее действительно проверить». Какой общенаучный методологический принцип нарушается при подобном при обосновании предложенной методики?

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • принцип развития
  • принцип детерминизма
  • принцип верифицируемости
  • принцип единства психики и деятельности
  • принцип фальсифицируемости

В 1943 году к А.Р. Лурия провел исследование пациента Льва Засецкого - молодого русского лейтенанта, получившего во время битвы под Смоленское серьезное ранение головы с обширным повреждением (16 кв.см) левой теменно-затылочной доли. В течение длительного времени Засецкий находился в коме. Когда он вернулся в сознание, то поначалу походил на новорожденного. В результате повреждения мозга он перестал читать, потерял память и ориентацию в пространстве, но сохранил способность двигаться, чувствовать, проявлять волю. Исследования показали, что у пациента не поражен участок головного мозга, отвечающий за письмо. На этом Лурия и сделал упор в лечении. Развивая письменный навык, Засецкий смог частично восстановить работу других отделов мозга. На протяжении тридцати лет Лурия работал с этим пациентом и размышлял над тем, как рана Засецкого влияет на его психическую активность. Свое исследование с выдержками из дневника Льва Засецкого ученый изложил в одной и книг — «Человек с разрушенным миром». К какой стратегии (типу) качественных исследований относится проведенное А.Р. Лурией исследование (один вариант ответа)?

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • биографическое исследование, ориентированное на точную реалистичную реконструкцию линии жизни человека, ее этапов и событий, самоощущений и мировосприятия в различные периоды жизнедеятельности человека, основанную на документах и фактах его биографии
  • дискурс-анализ, ориентированный на исследование текстов и высказываний в процессе коммуникации, взаимодействия между людьми.
  • нарративный анализ, ориентированный на выявление субъективных эксплицитных и имплицитных представлений субъекта (субъектов) о чем-либо.
  • исследование индивидуального случая, направленное на интенсивное, глубокое и детализированное изучение какого-либо отдельно взятого случая или нескольких схожих событий с целью выявления и описания причинности события, структуры поступков и действий, условий развития или угасания феномена и его перспективы (выводы).

В большинстве случаев каждую научную проблему можно сформулировать в виде вопроса. Но не каждый вопрос - научная проблема. Какой же вопрос является научной проблемой?

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • сформулированный на границе известного и неизвестного, предполагающий выход за эту границу, подразумевающий противоречивую ситуацию, требующую разрешения, предполагающий наличие научного метода решения проблемы; при понимании научной проблемы как обнаруженной неспособности объяснить новые факты посредством существующего научного знания
  • сформулированный за границей известного, подразумевающий любую ситуацию, требующую разрешения, предполагающий решение проблемы любым известным методом, при понимании научной проблемы как обнаруженной неспособности объяснить новые факты посредством существующего научного знания
  • сформулированный в границах известного, но предполагающий выход за эту границу, подразумевающий непротиворечивую ситуацию, предполагающий поиск любого нового метода решения проблемы при понимании научной проблемы как обнаруженной неспособности объяснить новые факты посредством существующего научного знания

В исследовании были использованы шкалы отношений и интервалов. Применялись точно и объективно измеряемые оценки на двух выборках. Какие критерии можно использовать для проверки статистической достоверности дифференциации (разности) двух средних показателей (среднее значение по одной и по другой группе)?

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • так как данные измерены по интервальной шкале и распределение признака существенно не отличается от нормального (необходимо в этом убедиться: это верно, если среднее, мода и медиана приблизительно совпадают), то можно применять параметрические критерии: t-критерий Стьюдента или F-критерий Фишера.
  • так как данные измерены по интервальной шкале и распределение признака существенно не отличается от нормального (необходимо в этом убедиться: это верно, если среднее, мода и медиана приблизительно совпадают), в исследовании участвуют две выборки, то можно применять непараметрические критерии: U-критерий Манна — Уитни, Q-критерий Розенбаума, φ*-критерий (угловое преобразование Фишера)

В исследовании изучалась удовлетвлетворенность подростков взаимотношениями с одноклассниками. Выяснилось, что удовлетворены взаимоотношениями 62% респондентов, а не удовлетворены - 38%. То есть в рамках шкалы наименований исследователь установил на элементах множества только одно отношение - эквивалентности или равенства/неравенства (наличия или отсутствия измеряемого свойства). Что сможет установить исследователь, если в исследовании будет использована шкала отношений?

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • исследователь сможет установить, насколько удовлетворенность одних обучающихся больше удовлетворенности других, так как шкала отношений позволяет получить такие данные о выраженности свойств объектов, которые дают возможность сравнить числа по значению с помощью пропорций, т. е. сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого
  • исследователь сможет установить, во сколько раз удовлетворенность одних школьников больше удовлетворенности других, то получается пропорциональная шкала, так как шкала отношений позволяет получить такие данные о выраженности свойств объектов, которые дают возможность сравнить числа по значению с помощью пропорций, т. е. сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого
  • исследователь сможет установить степень удовлетворенности обучающихся взаимотношениями с одноклассниками, так как шкала отношений позволяет получить такие данные о выраженности свойств объектов, которые дают возможность сравнить числа по значению с помощью пропорций, т. е. сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого

В исследовании психологических особенностей понимания в младшем школьном возрасте при проведении интервью с детьми вначале задавался более общий и широкий вопрос, а затем более узкие, проясняющие и конкретизирующие), задавались проективные вопросы и др. Интервью записывалось на диктофон и затем расшифровывалось, при этом данные переводились в более правильную грамматическую форму, соответствующую письменной речи. Полученные протоколы анализировались при помощи феноменологического описательного метода качественного анализа содержания. Какой уровень (какие уровни) способов познания, применяемых в психолого-педагогическом исследовании, можно выделить в приведенном описании исследования?

Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов

  • уровень 5 – уровень организации исследования
  • уровень 4 – уровень метода
  • уровень 3 – уровень общих способов фиксации и анализа данных
  • уровень 2 – уровень методического приема
  • уровень 1 – уровень методики

В профориентационном исследовании изучалась направленность выпускников одиннадцатых классов гуманитарного профиля на педагогическую профессию. В результате получены следующие данные: 48,8% испытуемых имеют педагогическую направленность, а 51,2% - не имеют. Какой тип измерительной шкалы применил исследователь? Ответ аргументируйте.

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • шкалу интервалов исследователь установил на элементах множества величину различия проявления свойств
  • порядковую шкалу, так как исследователь установил на элементах множества уровень проявления свойств объекта
  • номинативную (номинальную) шкалу, так как исследователь установил на элементах множества отношение эквивалентности или равенства/неравенства
  • шкалу отношений, так как исследователь установил на элементах множества выраженность свойств объектов

В рамках шкалы наименований на элементах множества …

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • устанавливается только одно отношение — эквивалентности или равенства/неравенства
  • реализуются отношения «не больше» и «меньше»
  • реализуются отношения «не больше или равно» и «меньше или равно»
  • используются операции установления равенства, разности, сопоставления «больше — меньше» в отношении измеряемых свойств

В уровневом делении исследовательских приемов отсутствует

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • уровень организации исследования
  • уровень метода
  • уровень методики
  • уровень общего анализа

В.А. Ганзен дал описание психики в соответствии с предложенной им универсальной схемой анализа и компоновки - на основе пентабазиса исходных свойств. В качестве таковых взяты «пространство», «время», «энергия», «информация» и объединяющий их «субстрат». Используя соответствующие категории, В.А. Ганзен предложил логически полное четырехсекторное описание психики человека. Выделенные компоненты психики были объединены по «логической и семантической близости» в «перцепцию» (ощущения и восприятие), «мышление» (представление и речь), «аффект» (эмоции и чувства) и «волю» (мотив и действие). Эти объединения становятся компонентами системы посредством их интеграции таким образованием, как «сознание», объединяющим внимание и память. И дополнительным структурообразующим фактором является активность - пассивность. Определите, на основании какого методологического подхода, предопределяющего направление интерпретации результатов исследования, построена описанная теория?

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • комплексный подход способ исследования, так как этот методологический подход рассматривает объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов, т. е. через организацию междисциплинарного исследования
  • генетический подход, так как этот подход исследует и объясняет явления (в том числе психические, психологические и педагогические), основываясь на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах
  • системный подход, так как он ориентирован на изучение реальности, рассматривая любой ее фрагмент как систему
  • функциональный подход, так как он ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений)

Вероятность ошибочного отвержения нулевой гипотезы – это …

Тип ответа: Текcтовый ответ

Виды наблюдения в соответствии с особенностями организации: … (укажите 2 варианта ответа)

Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов

  • полевое наблюдение
  • свободное наблюдение
  • лонгитюдное наблюдение
  • целенаправленное наблюдение

Вклад выявленной в процессе тематического анализа темы в возможность раскрыть общее содержание предмета – это …

Тип ответа: Текcтовый ответ

Вопрос «Какова природа исследуемой реальности?» отражает специфику… компонента структуры методологического подхода

Тип ответа: Текcтовый ответ

Вопрос «Каковы отношения между исследователем и исследуемой реальностью?» отражает специфику… компонента структуры методологического подхода

Тип ответа: Текcтовый ответ

Вопрос «При помощи каких методов и процедур исследователь познает исследуемую реальность» отражает специфику… компонента структуры методологического подхода

Тип ответа: Текcтовый ответ

Данные, выраженные при помощи чисел, полученные результате измерения психологических переменных после применения стандартизованных психологических методик или в результате особой процедуры организации исходного качественного материала, называются … данные

Тип ответа: Текcтовый ответ

Дисперсия как статистическая величина характеризует: …

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • насколько часто значения отклоняются от средней величины в данной выборке
  • среднее арифметическое данной выборки
  • насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке
  • сумму всех доступных выборок

Значение признака, наиболее часто встречающееся в совокупности – это…

Тип ответа: Текcтовый ответ

Идеал научного поиска – это … (укажите 2 варианта ответа)

Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов

  • проверка гипотезы
  • изучение явлений
  • теоретическое объяснение действительности
  • открытие законов
  • возможность переноса данных исследования на реальность

Индуктивная статистика позволяет решить две основные задачи: … (укажите 2 варианта ответа)

Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов

  • осуществить статистическую проверку гипотез, т.е. проверить, обусловлено ли различие между наборами данных экспериментальными условиями или оно – следствие случайных влияний
  • определять не только признаки свойств предметов, но и количественное различие степеней свойств этих предметов
  • проверить возможность перехода от данных, полученных на выборке, к характеристикам переменных на уровне всей популяции
  • упорядочить совокупности объектов по интенсивности проявления диагностического свойства
  • изоморфно отобразить эмпирическую структуру в символическую структуру

Информация, собираемая исследователем, которая выражается не в числах, а словах: некоторое содержание, выделяемое исследователем из протоколов наблюдения, интервью, документов и аудиовизуальных материалов и формулируемое, кодируемое и передаваемое им словесно это – … данные

Тип ответа: Текcтовый ответ

Используются объективные показатели тестов, опросников, оценочных шкал, в которых отражены конструкты, созданные самим исследователем в …

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • Q-методологии
  • R-методологии
  • N- методологии
  • О- методологии

Исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, характеризует …

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • революционную фазу науки
  • фазу нормальной науки
  • промежуточную фазу науки
  • парадигмальную фазу науки
  • допарадигмальную фазу науки

Исследователю нужно было провести беседу с детьми в рамках темы его исследования. Помня о факторах, нарушающих достоверность результатов беседы, исследователь заранее познакомился с детьми, организовал проведение беседы в естественной для детей обстановке. Чтобы не нарушать режимные моменты (прием пищи, занятия, сон, прогулка и др.) исследователь выбрал удобное время - после полдника, когда все дети в группе были заняты совместными играми. Он по очереди подзывал детей и задавал запланированные вопросы беседы. Будут ли ответы детей достоверны и почему? (укажите 2 варианта ответа)

Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов

  • ответы детей нельзя считать достоверными, так как, отвечая на вопросы, дети будут думать о прерванной игре
  • ответы детей нельзя считать достоверными, так как на ответы ребенка повлияет его неспокойное эмоциональное состояние
  • ответы детей можно считать достоверными, так как дети находятся в естественной обстановке
  • ответы детей можно считать достоверными, так как исследователь хорошо знаком детям

История, которая представляет собой связное изложение событий, где есть начало, кульминация и конец, где действуют один или несколько персонажей, с ними что-то случается или они сами выступают в качестве активных субъектов действия – это …

Чтобы купить решение жмите кнопку «купить»
Итеративный процесс, который совершается в логике герменевтического круга, опирается на различные соотношения индуктивных и дедуктивных стратегий, нацелен на насыщенное описание случаев и предполагает соединение относительно формализованных техник пошагового анализа (кодирование) с техниками свободной интерпретации – это … анализ
Тип ответа: Текcтовый ответ
К качественным исследованиям сегодня относят: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • феноменологические исследования
  • экспериментальные исследования
  • нарративные исследования
  • дискурс-анализ
  • процедуры измерения
К мерам изменчивости относятся: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • Мода
  • стандартное отклонение
  • среднее арифметическое
  • разброс
  • процентиль
  • дисперсия
  • медиана
К методам вторичной количественной (статистической) обработки данных относят … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • Ранжирование
  • вычисления кумулятивных частот
  • многомерные статистические методы
  • упорядочивания чисел в восходящем или нисходящем ряду
  • распределение частот и построения соответствующих графиков
  • меры связи (корреляции)
  • меры центральной тенденции
  • меры изменчивости (дисперсии или вариативности)
  • структурное моделирование
К методам качественного исследования относятся: … (укажите 4 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • наблюдение
  • интервью
  • анализ документации
  • анализ аудиовизуальных материалов
  • феноменология
  • теория дискурса
  • «обоснованная теория»
  • биографическое исследование
  • категоризация
К методам организации количественных данных относят … (укажите 4 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • меры связи (корреляции)
  • структурное моделирование
  • упорядочивания чисел в восходящем или нисходящем ряду
  • ранжирование
  • меры центральной тенденции
  • распределение частот и построения соответствующих графиков
  • меры изменчивости (дисперсии или вариативности)
  • вычисления кумулятивных частот
  • многомерные статистические методы
К особенностям шкалы интервалов относятся … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • утверждается равенство интервалов и равенства разностей между значениями одной шкалы
  • позволяет ввести линейную упорядоченность объектов на некоторой оси признака
  • между показаниями на этой шкале нельзя установить пропорций (соотношений)
  • сохраняет свои свойства при изотонических преобразованиях
  • для них используются операции установления равенства, разности, сопоставления «больше — меньше» в отношении измеряемых свойств
  • используются операции установления равенства, разности, сопоставления «больше — меньше» в отношении измеряемых свойств
К отличительным свойствам шкалы интервалов относятся … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • позволяет выявить различия в степени измеряемых величин
  • позволяет различать уровень проявления свойств объекта
  • строится на основе произвольно определяемой величины единицы измерения
  • предполагает опору на условно определенную нулевую точку отсчета
  • позволяет ввести линейную упорядоченность объектов на некоторой оси признака
К отличительным свойствам шкалы отношений относятся … (укажите 4 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • равенство интервалов и пропорциональность чисел, присваиваемых классам объектов, степени выраженности измеряемого свойства
  • наличие масштабной единицы
  • наличие точки абсолютного «естественного» нуля
  • соответственно, любое измерение переменной на данной шкале может быть описано в терминах его (т.е. измерения) отношения к другим измерениям
  • позволяет ввести линейную упорядоченность объектов на некоторой оси признака
  • не позволяет определить величину различия проявления свойств, не дает представления о том, насколько одно значение отличается от другого
  • утверждается равенство интервалов и равенства разностей между значениями одной шкалы
К отличительным свойствам шкалы порядка относятся … (укажите 4 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • позволяет ввести линейную упорядоченность объектов на некоторой оси признака
  • сохраняет свои свойства при изотонических преобразованиях
  • в психолого-педагогических исследованиях практически не применяются
  • не позволяет определить величину различия проявления свойств, не дает представления о том, насколько одно значение отличается от другого
  • позволяет различать уровень проявления свойств объекта, то есть сравнивать количественную выраженность переменной в терминах «больше», «меньше», «равно»
  • предполагает опору на условно определенную нулевую точку отсчета
К процедурным особенностям качественных исследований относятся: … (укажите 5 вариантов ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • ориентация на изучение смыслов и переживаний
  • ориентация на выявление закономерностей
  • рассмотрение испытуемого как эксперта собственной жизненной ситуации
  • фокусировка внимания на языке как средстве анализа события
  • стандартизации данных и процедур
  • проведение исследования на больших совокупностях
  • гибкость и отсутствие стандартизации данных и процедур
  • опора на частотно-типологический принцип
  • трактовка исследователя как инструмента, опора на его рефлексию
К стратегиям (типам) качественного исследования относятся: … (укажите 4 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • Феноменологическое исследование
  • биографическое исследование
  • нарративное исследование
  • «обоснованная теория»
  • теория дискурса
  • нарратология
  • наблюдение
  • интервью
Какие основные группы исследовательских методов дифференцирует Т.В. Корнилова: … (укажите 2 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • пассивно-наблюдающие
  • психодиагностические
  • вербально-коммуникативные
  • активный эксперимент
Качественно-количественный метод обработки текстов, в основе которого лежит процедура кодирования – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
Качественный анализ представляет собой … процесс
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • интегративный
  • нарративный
  • итеративный
  • системный
Ключевые измерения взаимодействия с детьми, отвечающие соучастной перспективе, на которые и должен ориентироваться исследователь (по Л. Лэнди): … (укажите 4 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • Слово
  • действие/взаимодействие
  • голос
  • время
  • аудитория
  • пространство
  • образ
Кодирование, категоризация, кластеризация – это … качественного исследования
Тип ответа: Текcтовый ответ
Конечный продукт тематического анализа: …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • описание главной темы с соответствующими показательными цитатами из речи респондента
  • описание каждой темы с соответствующими показательными цитатами из речи респондента
  • описание каждой темы с точки зрения обнаруженных в исследуемых данных культурно-смысловых стратегий
  • описание главной темы с точки зрения обнаруженных в исследуемых данных культурно-смысловых стратегий
Конкретные ограниченные во времени и месте личности, чьи-либо действия, процессы, события, инциденты, социальные практики и программы в качественных исследованиях – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
Конструирование любой функции, которая изоморфно отображает эмпирическую структуру в символическую структуру – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
Коэффициент корреляции показывает: … (укажите 2 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • наличие нелинейной связи между случайными величинами
  • отсутствие нелинейной связи между случайными величинами
  • наличие линейной связи между случайными величинами
  • наличие нелинейной связи между абсолютными величинами
  • наличие линейной связи между абсолютными величинами
  • отсутствие линейной связи между абсолютными величинами
  • отсутствие линейной связи между случайными величинами
Критерии, по которым можно выделить качественные исследования: … (укажите 2 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • методологическая обоснованность
  • слова как тип данных и средства анализа
  • особый исследовательский подход, или эпистемология
  • символы как структура анализа
Любая характеристика человека, объекта, явления или события, которая может быть измерена и иметь два и более числовых значения – это … переменная
Тип ответа: Текcтовый ответ
Любой тип данных, выраженных нечисловыми способами, по отношению к которым применяются нечисловые, качественные способы их организации, процедуры качественной категоризации, сравнения, обобщения, группировки, интерпретации и т.п. с последующим семантическим, описательным и интерпретативным анализом называется … данные
Тип ответа: Текcтовый ответ
Математическое правило, в соответствии с которым принимается решение об отклонении или принятии статистической гипотезы с известным уровнем значимости – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
Метод многомерной статистики, позволяющий выявить степень детерминированности, зависимой (критериальной) переменной от независимых переменных (предикторов, или регрессоров) и определяет вклад каждой независимой переменной в вариацию зависимой – это … анализ
Тип ответа: Текcтовый ответ
Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонд представляет собой опросник, в котором содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. Прочитав очередное высказывание опросника, респонденту предлагается примерь его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему. Возможные ответы пронумерованы цифрами от 0 до 6, где 0 — это ко мне совершенно не относится; 1 — мне это не свойственно в большинстве случаев; 2 — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; 3 — не решаюсь отнести это к себе; 4 — это похоже на меня, но нет уверенности; 5 — это на меня похоже; 6 — это точно про меня. Какая измерительная шкала лежит в основе построения данной методики?
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • номинативная шкала, так шкала получается путем присвоения имен-идентификаторов объектам, предполагающая их сравнение друг с другом по наличию или отсутствию признака и образование совокупности классов эквивалентности по измеряемому свойству
  • шкала интервалов, так как эта шкала позволяет определять не только признаки свойств предметов, но и количественное различие степеней свойств этих предметов посредством присвоения объектам чисел, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям
  • шкала отношений, так как эта шкала позволяет получить такие данные о выраженности свойств объектов, которые дают возможность сравнить числа по значению с помощью пропорций, т. е. сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого
  • порядковая шкала, так как эта шкала устанавливает не только равенство между объектами по выбранным признакам, но и отношения порядка (ранжирование). Она позволяет обнаружить в предметах различия в степени выраженности признака или свойства. Каждое значение, таким образом, находится в отношениях к другим будучи равным, больше или меньше их.
Методологический принцип, предполагающий изучение психических явлений в системе актогенеза, онтогенеза и историогенеза – это принцип …
Тип ответа: Текcтовый ответ
Методологический принцип, требующий учета специфики факторов, влияющих на психическое развитие ребенка – это …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • единства психики и деятельности
  • объективности
  • детерминизма
  • развития
Методы анализа способов символического конструирования смыслов: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • дискурс-анализ
  • анализ разговора
  • нарративный анализ формы рассказов
  • метод обоснованной теории
  • методы интерпретации дискурса
  • качественный контент-анализ
Методы качественного анализа: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • нарративный анализ
  • анализ разговора
  • субъективный анализ
  • феноменологический метод
  • статистический анализ
  • тематический анализ
Методы, нацеленные на сбор качественных данных и их последующий качественный анализ с применением соответствующих техник и приемов извлечения смысла – это … методы
Тип ответа: Текcтовый ответ
Методы, с помощью которых возможно исследование скрытых, латентных тем – это …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • нарративный анализ формы рассказов
  • методы обоснованной теории
  • методы интерпретации дискурса
  • фонетический метод
Методы, являющиеся инструментом сбора числовых данных и их последующего количественного анализа приемами математической статистики – это … методы
Тип ответа: Текcтовый ответ
Метрическая шкала, позволяющая определять не только признаки свойств предметов, но и количественное различие степеней свойств этих предметов посредством присвоения объектам чисел, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям - это … шкала
Тип ответа: Текcтовый ответ
Н.П. Бусыгина ввела в предложенное В. Н. Дружининым пятиуровневое деление способов познания, применяемых в психологическом исследовании, еще один уровень, который назвала …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • уровень методологического подхода
  • уровень организации исследования
  • уровень метода
  • уровень общих способов фиксации и анализа данных
  • уровень методического приема
  • уровень методики
Неверно, что в процессе качественного анализа методы систематической работы с содержанием качественных данных позволяют выделять: …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • категории
  • содержание
  • темы
  • повествовательные линии
Неверно, что к кодировочным категориям в дедуктивных вариантах контент-анализа относятся: ….
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • отдельные слова
  • числа
  • словосочетания или грамматические конструкции
  • понятия и темы
  • вводимые исследователем категории
Неверно, что к процедурным особенностям качественных исследований относятся: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • анализ социального контекста исследуемого события
  • применение количественных оценок
  • предпочтение полевой формы работы, ориентация на контекстуальное описание феномена и ситуационный анализ
  • индуктивный подход к данным
  • использование «насыщенного» фактами и поэтому полного и целостного описания явления (стремление к богатству и холизму)
  • интерес к индивидуальности и единичным случаям
  • дедуктивный подход к данным
  • стремление к обобщениям
Неверно, что личностная включенность исследователя требуется: …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • на этапе планирования процедуры исследования при решении вопроса о способах операционализации переменных
  • при переходе от теоретических взглядов к проверке гипотез
  • при обосновании использования методического инструментария для решения поставленных задач
  • при концептуальной интерпретации результатов обработки данных
  • применение статистических процедур
Неверно, что согласно А. И. Пригожину, виды проблем по степени важности и взаимосвязанности могут быть: … (укажите 2 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • корневыми
  • узловыми
  • результирующими
  • детерминирующими
  • автономными
  • производными
Некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
Непараметрические критерии предполагают ряд допущений относительно популяции и процедуры сбора данных: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • переменная имеет нормальное распределение, что как минимум подразумевает, что она измерена по интервальной шкале
  • выборка носит случайный характер
  • данные измерены не по интервальной шкале
  • выборка не носит строго случайного характера
  • распределение признака существенно отличается от нормального
Общие черты качественного анализа: … (укажите 2 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • стремление к структурированию данных
  • концептуализация проблемы и работа с эмпирическим материалом применительно к ситуации качественного исследования вписывается в герменевтический круг
  • абстрагирование от сложности психической жизни и моделирование фундаментальных процессов
  • итеративность процесса анализа
  • квантификация данных исследования
Общие черты качественного анализа: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • поиск закономерностей, которые необходимо вскрыть
  • соединение индуктивных и дедуктивных стратегий
  • реконструкционные гипотезы о смысле отдельных частей согласуются с предвосхищаемым смыслом целого, которое меняется в соответствии с пониманием этих частей
  • направленность на анализ отдельных психических функций
  • ситуативное извлечение смысла
Объект анализа в дискурс-аналитических подходах, система значений, вписанная в контекст интеракции и широкий социокультурный контекст и «работающая» независимо от интенций говорящего – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
Один из самых сложных методов многомерного статистического анализа, решающий задачу распознавания образов и используемый для принятия решения о том, какие переменные (предикторы), разделяют (т.е. «дискриминируют») возникающие наборы данных (так называемые «группы») – это … анализ
Тип ответа: Текcтовый ответ
Оперативное оценивание зарегистрированного опыта, оценивание процесса, формативное оценивание, системный анализ относят к … качественного оценивания
Тип ответа: Текcтовый ответ
Организация количественных данных может осуществляться при помощи: … (укажите 4 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • упорядочивания чисел в восходящем или нисходящем ряду
  • квантификации
  • ранжирования
  • распределения частот и построения соответствующих графиков
  • вычисления кумулятивных частот
  • фокусировки
Основатель детской психологии В. Прейер впервые поставил задачу целостного исследования проблемы детского развития. В течение нескольких лет изо дня в день ученый вел наблюдения за проявлением психических функций у своих детей и результаты тщательно записывал. Его книга «Душа ребенка» (1882) содержит полное описание стадий и этапов развития ребенка от рождения до 3 лет, а также в ней исследуются причины индивидуальных различий детей, главной из которых является биологическая наследственность. Какой методологический подход, предопределяющий направление интерпретации результатов исследования, применил исследователь (один вариант ответа)?
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • комплексный подход способ исследования, так как этот методологический подход рассматривает объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов, т. е. через организацию междисциплинарного исследования
  • генетический подход, так как этот подход исследует и объясняет явления (в том числе психические, психологические и педагогические), основываясь на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах
  • системный подход, так как он ориентирован на изучение реальности, рассматривая любой ее фрагмент как систему
  • функциональный подход, так как он ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений)
  • структурный подход, так как он ориентирован на выявление и описание структуры объектов (явлений)
Основное понятие «измерительная шкала», используемое в научной литературе и сегодня, ввел в психологию в 1950 г. ….
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • А. Страусс
  • П. Суппес
  • С.С. Стивенс
  • Дж. Зинес
  • А. М. Улановский
Основной метод психолого-педагогического обследования, направленный на сбор данных о естественно протекающем поведении – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
Основные группы задач, для решения которых применяются статистические критерии: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • выявление различий в распределении признака
  • определение сходства в уровне исследуемого признака
  • анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий
  • выявление степени согласованности изменений нескольких признаков
  • выявление степени отклонения от средней величины в данной выборке
Особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемой объективной реальности называют: …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • Экспериментом
  • научным исследованием
  • научным подходом
  • методологией науки
  • парадигмой
Особенности качественного исследовательского дизайна, выделенные А.М. Улановским: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • гибкость исследовательских процедур
  • предпочтение сбора высокоструктурированных данных
  • направленность на «плотные» описания случаев
  • четкая операционализация и последующая фиксация отдельных психологических переменных
  • преимущественно индуктивный характер исследования
  • нацеленность на каузальные объяснения и статистические обобщения
Особенности качественного исследовательского дизайна, выделенные А.М. Улановским: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • предпочтение естественной обстановки исследования и сбора свободных данных
  • ригидность исследовательских процедур
  • внимание к повседневному языку и контексту
  • нацеленность на аналитические обобщения
  • преимущественно дедуктивный характер исследования
  • стандартизация исследовательских процедур
Особенности экспериментального исследовательского дизайна, выделенные А.М. Улановским: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • предпочтение естественной обстановки исследования и сбора свободных данных
  • ригидность исследовательских процедур
  • внимание к повседневному языку и контексту
  • нацеленность на аналитические обобщения
  • преимущественно дедуктивный характер исследования
  • стандартизация исследовательских процедур
Особенности экспериментального исследовательского дизайна, выделенные А.М. Улановским: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • преимущественно индуктивный характер исследования
  • предпочтение сбора высокоструктурированных данных
  • гибкость исследовательских процедур
  • четкая операционализация и последующая фиксация отдельных психологических переменных
  • направленность на «плотные» описания случаев
  • нацеленность на каузальные объяснения и статистические обобщения
Особенностями работы с языком в качественных исследованиях являются: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • использование повседневного или экспрессивного языка, позволяющего наиболее правдиво и понятно описать исследуемое явление
  • использование научного языка, позволяющего наиболее полно определить критерии исследуемого явления
  • сохранение оригинального языка, способа выражения, описания, категоризации
  • обязательная замена оригинального языка на операционализированный
  • рассмотрение естественного, натурального языка как средства, представляющего психологическую реальность человеческого переживания
  • О
Под руководством Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой было проведено большое исследование по проблеме возрастного и индивидуального развития подростков. Исследователи исходили из предположения, что возрастные особенности всегда существуют в форме индивидуальных вариантов развития. Они и их сотрудники провели систематическое и детальное изучение одних и тех же детей на протяжении всего возрастного периода (в течение четырех лет - с V по VIII класс) с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими в основных сферах жизни. При этом были изучены и условия жизни, воспитания и обучения ребенка. В результате исследователи составили тщательные подробные аналитические характеристики подростков, которые, по мнению психологов, отличаются охватом всех сторон личности во всем богатстве ее связей и отношений. Примененный основной методологический подход позволил им на основе огромного объема собранного материала сделать весьма основательные научные выводы о возрастных особенностях подростков. Какой методологический подход, предопределяющий направление интерпретации результатов исследования, применили исследователи?
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов
  • комплексный подход, так как этот методологический подход рассматривает объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов, т. е. через организацию междисциплинарного исследования
  • генетический подход, так как этот методологический подход исследует и объясняет явления (в том числе психические, психологические и педагогические), основываясь на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах
  • системный подход, так как этот методологический подход ориентирован на изучение реальности, рассматривая любой ее фрагмент как систему
  • функциональный подход, так как этот методологический подход ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений)
  • структурный подход, так как этот методологический подход ориентирован на выявление и описание структуры объектов (явлений)
Подробный план групповой дискуссии, в котором формулируются конкретные темы, вопросы для участников фокус-группы называется
Тип ответа: Текcтовый ответ
Подход к научному исследованию, разработан в рамках естественнонаучной парадигмы, ориентированной на выявление общих зависимостей и законов, на построение типов, на подведение единичных случаев и фактов под общую зависимость – это …. подход
Тип ответа: Текcтовый ответ
Подходы к сортировке, кодированию, выделению паттернов и категорий качественного исследования: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • равновесный подход Л. Вальраса и А. Маршалла
  • интерпретативный подход М. Паттона
  • квазистатистический подход М. Майлза и Л. Губермана
  • трансформационный подход У. Деминга
  • нарративный анализ Э. Дж. Мишлера
Уровни методологического знания … (укажите 4 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов
  • технологический
  • прикладной
  • общенаучный
  • философский
  • конкретно-научный
  • универсальный
Установите правильную последовательность подэтапов измерения в рамках второго этапа измерения - планирования измерения:
Тип ответа: Сортировка
  • 1 выбор методов измерений непосредственно измеряемых величин и возможных типов средств измерений
  • 2 обеспечение требуемых условий измерений или создание возможности их контроля
  • 3 априорная оценка погрешности измерения
  • 4 определение требований к метрологическим характеристикам средств измерений и условиям измерений
  • 5 выбор параметров измерительной процедуры (числа наблюдений для каждой измеряемой величины, моментов времени и точек выполнения наблюдений
  • 6 выбор средств измерений в соответствии с указанными требованиями
  • 7 подготовка средств измерений к выполнению экспериментальных операций
Установите правильную последовательность подэтапов измерения в рамках первого этапа измерения - измерительной задачи:
Тип ответа: Сортировка
  • 1 формулирование уравнения измерения
  • 2 выбор конкретных величин, посредством которых будет находиться значение измеряемой величины
  • 3 постановка измерительной задачи на основе принятой модели объекта измерения
  • 4 формирование модели объекта и определение измеряемой величины
  • 5 накопление априорной информации об объекте измерения с последующим ее анализом
Установите правильную последовательность подэтапов измерения в рамках первого этапа измерения – измерительной задачи:
Тип ответа: Сортировка
  • 1 формулирование уравнения измерения
  • 2 выбор конкретных величин, посредством которых будет находиться значение измеряемой величины
  • 3 постановка измерительной задачи на основе принятой модели объекта измерения
  • 4 формирование модели объекта и определение измеряемой величины
  • 5 накопление априорной информации об объекте измерения с последующим ее анализом
Установите правильную последовательность стадий качественного анализа по А.М. Улановскому
Тип ответа: Сортировка
  • 1 Группировка смысловых единиц по темам
  • 2 Формулировка структурного описания
  • 3 Выделение смысловых единиц текста
  • 4 Преобразование смысловых единиц
  • 5 Первичное прочтение данных
Установите правильную последовательность фаз включенного наблюдения
Тип ответа: Сортировка
  • 1 фокусированное
  • 2 избирательное
  • 3 дескриптивное
Установите правильную последовательность этапов постановки проблемы научного исследования
Тип ответа: Сортировка
  • 1 Выдвижение проекта исследования
  • 2 Оценка значимости предполагаемых результатов, реальности решения вопроса доступными средствами
  • 3 Подтверждение реальности запроса
  • 4 Точная формулировка целей, обозначение объекта и предмета исследования
  • 5 Назначение рамок (временных, географических и прочих); обозначение структуры – разбивка на подтемы
  • 6 Изучение известных теорий на предмет существования решений
  • 7 Осознание недостаточности знаний о явлении или ситуации
Установите соответствие между исследовательской задачей и используемыми для ее решения непараметрическими критериями
Тип ответа: Сопоставление
  • A. Для выявления различий в случае несвязанных двух выборок используются такие непараметрические критерии
  • B. Для выявления различий в случае несвязанных трех и более выборок используются такие непараметрические критерии
  • C. Для выявления различий в случае связанных выборок для двух повторных измерений на одной и той же выборке испытуемых
  • D. Для выявления различий в случае связанных выборок для трех и более повторных измерений на одной и той же выборке испытуемых
  • E. U-критерий Манна – Уитни, Q-критерий Розенбаума, φ*-критерий (угловое преобразование Фишера)
  • F. S-критерий тенденций Джонкира, H-критерий Краскела – Уоллиса
  • G. T-критерий Уилкоксона, G-критерий знаков, φ*-критерий (угловое преобразование Фишера) – все они подходят
  • H. χ2-критерий Фридмана, L-критерий Пейджа
Установите соответствие между методологическим подходом, предопределяющим направление интерпретации результатов исследования, и примерами его реализации.
Тип ответа: Сопоставление
  • A. Структурный подход
  • B. Функциональный подход
  • C. Комплексный подход
  • D. эндо- и экзопсихика по А. Ф. Лазурскому
  • E. бихевиоризм
  • F. подход к изучению человека Б. Г. Ананьева
Made on
Tilda