Профориентационнаядиагностика и консультирование УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Введение в курс
Тема 1. Введение в консультативную психологию
Тема 2. Условияи принципы эффективной консультативной работы
Тема 3. Психологическая проблема как предмет консультативной работы психолога
Тема 4. Этапы,методы, приемы и техники консультативной работы Заключение
Итоговая аттестация Итоговый тест Компетентностный тест
… позволяет профконсультанту лучше понимать представления, настроения и даже предрассудки различных социальных групп по поводу жизненного успеха и путях к нему, а знание методов этой науки поможет профориентологу самому проводить исследования на уровне своего района, города, региона
/ Экономика
/ Социология
/ Политология
/ Психология
Автор такой методикипрофессионального выбора, как Дифференциально- диагностический опросник (ДДО), – …
/ А.А. Карманов
/ Е.А. Климова
/ А.Е. Голомшток
/ Т.В. Матолина
В возникшей в … социально-когнитивной карьерной теории, которая является применением социально-когнитивной теории Альберта Бандуры к сфере профориентации, большое внимание уделяется окружению индивида
/ 1994 г.
/ 1968 г.
/ 1953 г.
/ 2004 г.
В названии модели GROW при работе с запросом клиента буква … означает проектирование действий, приверженность
W
В названии модели GROW при работе с запросом клиента буква O означает поиск возможностей, идей, …
ресурсов
В названии модели GROW при работе с запросом клиентабуква R означает …
/ исследуемую цель
/ анализреальности, исследование текущейситуации
/ поиск возможностей, идей, ресурсов
/ проектирование действий
В случае отсутствия запроса у клиента при прохождении профориентации задача специалиста – в том, чтобы … запрос
/ перепроверить
/ прояснить
/ помочь сформулировать
/ согласовать
В случае явного запросаклиента при прохождении профориентации задача специалиста – в том, чтобы … запрос
/ перепроверить
/ прояснить
/ помочь сформулировать
/ согласовать
В числе важнейших требований к профинформации: … (укажите 3 варианта ответа)
/ научность
/ достоверность
/ сложность
/ полнота
/ доступность
/ консерватизм
Говоря о междисциплинарных влияниях на выбор в самоопределении, следует отметить, что … дает опыт ошибок (как на глобальном уровне, так и на уровне конкретных людей), и знание такогоопыта позволит самоопределяющейся личности не повторять эти ошибки
/ социология
/ психология
/ история
/ экономика
Говоря о том, кто является клиентамипрофориентолога, следует отметить,что профориентация …
/ проводится толькодля взрослых людей с опытом работы
/ проводится только для студентов и взрослых
/ может проводиться для дошкольников, школьников, студентов и взрослых
Дж. Холланд в своей теории профессиональных типов личности в рабочей среде выделяет … личности, отражающих ее профессиональные интересы
/ 4 профессиональных типа
/ 6 профессиональных типов
/ 12 профессиональных типов
/ 16 профессиональных типов
Для работы с ограничивающими убеждениями в рамкахТрансактной модели, в частности, используется вопрос: «…»
/ Опишитеситуацию, когда это убеждение возникло?
/ Если ты на 100 % поверишь в эту мысль и будешь жить, придерживаясь ее, что будет?
/ Были ли ситуации, когда ты поступалиначе и этот опыт был позитивным?
Если «финансовая подушка безопасности» позволит прожить клиенту профориентолога менее 1–2 месяцев, значит, клиент находится на стадии «…»
Выживания
Если клиент обращается за получением профориентации, находясь на стадии
«выживание», профориентолог …
/ неэффективен
/ так жеэффективен, как и на всех другихстадиях самореализации клиента
/ особенноэффективен
Забывание взрослыми того, как мы чувствовали себя, будучи подростками, и каково это «быть подростком», – это … подросткового возраста, являющаяся основной причиной наших трудностей в общении с подростками
Амнезия
Заключение профориентолога по результатам психодиагностики, предлагаемое клиенту,…
/ имеет рекомендательный характер
/ имеет безусловный характер
/ предполагает обязательное выполнение им всех рекомендаций консультанта
Знание учебных заведений по подготовке тех или иных специальностей, знание особенностей поступления в вузы и колледжи, представление о местах трудоустройства после приобретения конкретных профессий, знание путей подготовки к профессии – все это и многое другое достигается в результате реализации такой функции профориентации, как …
/ профдиагностика
/ профинформационная работа
/ помощьв принятии решениии конкретных выборах
/ помощь в планировании перспектив своего развития
Из людей с … типом личности (по К. Леонгарду) получаются прекрасные бухгалтеры, экономисты, финансисты, такие люди незаменимы в работе, для выполнения которой требуется большая точность и аккуратность
Педантичным
Инструментом психолога, помогающим проникнуть в подсознание человека, являются … ассоциативные карты – колода картинок с разными жизненными ситуациями, персонажами, предметами и животными, где каждый рисуноквызывает ассоциации и выражает мысли, чувства, воспоминания или переживания
Метафорические
Интеллектуальная технология работы, ориентированная на стратегическое долгосрочное планирование и совместное проектирование будущего; формат коммуникации, который позволяет участникам создать коллективный образ будущего и договориться о совместных действиях по его достижению, – это …
Форсайт
Карьерный коучинг (тренировка, обучение) фактически является разновидностью карьерного консультирования, проводимого с сотрудниками организации и предполагающего сопровождение личности в планировании и реализации карьеры, но имеет свою специфику, в частности … (укажите 2 варианта ответа)
/ работа со взрослыми работающими специалистами
/ короткое время проведения
/ наличиевсе более расширяющейся практики
/ в основном теоретический характер
Клиент при работе по модели логических уровней (пирамида Дилтса), находясь на уровне «…», отвечает на вопросы: «Какие мои сильныестороны?», «Как я использую свои навыки?», «Каким образом достигаю целей?»
/ Окружение
/ Ценности и убеждения
/ Поведение
/ Способности
Клиенту профориентолога, который потерял работу, но вынужден исполнять свои финансовые обязанности (стадия «выживания»), необходимо ответить на вопросы о том, сколько на данный момент у него накоплено средств, есть ли пассивный доход, какое количество времени «финансовая … безопасности» позволитему продержаться без работы
Подушка
Когда профориентолог видит, что клиент «горит» какой-то идеей, но при этом ничего не предпринимает, можно проработать эту ситуацию по методике креативности, названной в честь американского мультипликатора …
Уолта Диснея
Комплекс действий для выявления у человека склонностей и интересов к определенным видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов – это …
Профориентация
Кроме широко профессионального консультирования существуют и другие методы профессиональной ориентации школьников, в частности, такой вид деятельности, как …, обычно призван решать социальные задачи для некоммерческих целей, демонстрируя разнообразные модели общественного устройства и позволяя ребятам раскрыться в практической социальной деятельности
Волонтерство
Люди с … типом личности (по К. Леонгарду) много внимания уделяют своему физическому здоровью, они отличаются упрямством и напористостью в физической работе, повышенным чувством соперничества, ревнивым и задиристым характером, склонностью к накоплению отрицательных эмоций с последующим взрывомаффекта
/ возбудимым
/ тревожным
/ эмотивным
/ «застревающим»
Люди, которые находятся на такой стадии самореализации, как «…», не приходят к профориентологу; они вышли из понятия взаимообмена и выбирают чистое служение, отдают все то, что у них есть; у них нет материальных стимулов, конкуренции и мотивации саморазвития
Миссия
Метафорические ассоциативные карты (МАК): …
/ используют в своей работе только психологи
/ используют в своей работетолько психологи и психотерапевты
/ могутиспользовать в своей работе психологи и психотерапевты, педагогии социальные работники: в использовании МАК практически нет ограничений
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко представляет собой опросник, состоящий из …
/ 22 вопросов
/ 36 вопросов
/ 126 вопросов
/ 248 вопросов
Модель … – это модель при работе с запросомклиента, название которой образовано первыми буквами английских слов и фраз, в переводеозначающих
«исследование цели», «исследование текущей ситуации», «поиск возможностей»,
«проектирование действий»
Grow
Модель работыс клиентами Way forward(«Путь вперед») предполагает ответы на такие вопросы, как «…» (укажите 3 варианта ответа)
/ Что ты мог бы сделать?
/ Какой путь ты хочешь выбрать?
/ Зачем ты это сделаешь?
/ Что конкретно ты сделаешь?
/ Что ты не будешьделать?
На такой стадии самореализации, как «миссия», …
/ человек отказывается от идеи взаимообмена и выбирает чистое служение
/ человеку во что бы то ни стало нужно получить хотя бы минимальные средства для жизни и выполнения своих финансовых обязанностей
/ человек говорит о том, что ему нужно многого достичь,стать лучшим
/ у человека появляется понимание конкуренции
Неверно, что в теории Дж. Холланда одним из профессиональных типов личности, отражающих профессиональные интересы, выступает … тип
/ конвенциональный
/ предпринимательский
/ артистический
/ научный
Неверно, что при работес запросом консультант его …
/ проявляет
/ уточняет
/ обнуляет
/ детализирует
/ актуализирует
Немецкий психолог и психиатр Карл Леонгард разработал и описал классификацию личности, в которой выделил десять основных типов …
Акцентуации
Непременное условие успешной эмпатии, в основе которого лежат легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность кподражанию, и которое представляет собой умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера, – это …
Идентификация
Одной из основных причин похода взрослых клиентов на профориентационное консультирование является: …, что проявляется в осознании того, что «половина жизненного пути уже пройдена»
/ желание повыситькачество жизни и удовольствие от работы
/ кризис среднеговозраста
/ эмоциональное выгорание
Погружение в специфику профессии через игровые инструменты специальные техники, формат обучения через развлечения и игру, широко используемый как в работе с детьми младшего возраста, так и с подростками и даже взрослыми, – это …
/ профильные курсы
/ геймификация
/ волонтерство
/ клубная деятельность
Подход Сьюпера значительно продвинул … консультирование – консультанты перестали рассматривать клиентов только с точки зрения профессионального развития
Профориентационное
Правильно сформулированный … в профориентации – это больше половины дела, так как это способность увидеть и сформулировать проблему
Запрос
При использовании модели GROW при работес запросом клиента на этапе поиска возможностей, идей, ресурсов клиент, в частности, отвечает на вопрос «…»
/ Что бы вы сделали, если бы временибыло сколько хочешь?
/ Насколько вы привержены тому, чтобы сделать это до конца?
/ Что происходит сейчас?
/ Почему для васэто важно?
При прохождении профориентации (коучинге) …
/ вся ответственность на 100 % лежит на профориентологе
/ уровень ответственности, лежащий на клиенте,зависит от состояния клиента
/ ответственность за процесс,за уровень проведения консультирования лежит на профориентологе, а ответственность за результат – на клиенте
При работе по методу Уолта Диснея клиент, находясь в роли «…», отвечает на вопросы: «Насколько осуществима реализация моих идей?», «Что может помешатьв их достижении?», «Чегоне хватает в моем в плане? «Какиенедостатки и слабые места обнаружены?» и т.п.
/ мечтатель
/ реалист
/ критик
Профориентолог, в частности, должен обладать такойкомпетенцией, как …, то есть уметь связывать в единую концепцию краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную программы работы с клиентами, прогнозировать результаты своих действий, оценивать и предупреждать возможные риски
/ педагогическая компетентность
/ системное мышление
/ психологическая компетентность
/ управление информацией
Процесс, при котором индивид начинает лучше понимать внешние ограничения и отказываться от наиболее предпочтительных, но труднореализуемых вариантов в пользу более доступных, – это …
Компромисс
Расположите в правильном порядкеступени модели карьерного развития Л. Готтфредсон:
1 рост когнитивных способностей (когнитивный рост)
2самостоятельное развитие собственного Я (создание Я)
3 исключение наименееподходящих вариантов (исключение)
4развитие понимания внешнихограничений (компромисс) 1,2,3,4
Расположите в правильном порядкеэлементы пошагового алгоритмаработы с ограничивающими убеждениями:
1 выявление убеждений
2 оценка убеждения
3 сверка с целью
4рассмотрение альтернативы
5 формирование новойустановки
6 поддержание эффекта
1,2,3,4,5,6
Самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка – это …
/ профессиональная ориентация
/ профессиональное самоопределение
/ профессиональная идентичность
Слово «эмпатия» имеет два основныхзначения, в частности: … (укажите 2 варианта ответа)
/ уважение к переживаниям окружающих без уменьшения их важности
/ действиена благо другогочеловека, иногда даже в ущерб себе
/ постижение, познание, понимание эмоциональных состояний другого человека
/ способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей, сочувствие
/ ощущение эмоциональной предрасположенности к объекту
Согласно классификации типов профессионального выгорания, разработанной испанскими исследователями под руководством Хесус Монтеро-Марин, … тип профессионального выгорания формируется в однообразных и скучных условиях не приносящего удовлетворения труда и характеризуется ощущением скуки, безразличия и отсутствием личностного развития
/ «фанатичный»
/ «равнодушный»
/ «изнуренный»
Согласно принципу …, информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а ее передача другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам
Конфиденциальности
Согласно принципу …, клиент приходит на консультацию профориентолога, участвует в работе только по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин
Добровольности
Согласно принципу …, профориентолог должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности
Компетентности
Согласно принципу …, профориентолог уважает личность клиента, его достоинство, права и свободы, а также защищает право клиента на свободное самоопределение в области профессиональной деятельности
/ лояльности по отношению к клиенту
/ лояльности по отношению к коллегам
/ рекомендательного подхода
Согласно Я-концепции в теории карьерного развития Д. Сьюпера,…
/ в разных сферахжизни человеку предписываются определенные роли
/ роли, которые человекиграет в обществе,постоянны, неизменны и не зависятот социального контекста
/ роли человека в обществе изменяются только по внутренним причинам и не зависятот социального контекста
Социально-когнитивная карьерная теория строитсяна основе трех понятий: …
/ карьера, успех, деньги
/ самоэффективность, ожидаемые результаты, личные цели
/ цели, ценности,итоги
/ общественная оценка,саморазвитие, компромисс
Специально организованное ознакомление самоопределяющегося человека с миром профессий, с профессиональными учебными заведениями, с местами возможного трудоустройства и т.п. – это …
/ профессиональный выбор
/ профинформация
/ профконсультация
/ профориентация
/ личностное самоопределение
Суть модели карьерных … в том, что у работающего человека есть роль (что он делает)и область (сферадеятельности) – а при смене работы человекможет поменять роль, область,то и другое, или совершить горизонтальный переход, оставивсвои роль и область неизменными
Переходов
Теория … к работе Университета Миннесоты описывает процесс адаптации индивида (соискателя) и среды (работодателя), а также степень их соответствия характеристикам друг друга
Адаптации
Термин «карьерная зрелость», введенный Д. Сьюпером для отражения того, насколько индивид справляется с встающими перед ним на каждой стадии профессиональными задачами, позже привел к формированию понятия «…», т.е. готовность справляться с изменяющимися работойи условиями трудана протяжении всего жизненного цикла
карьерная адаптивность
Техника Уолта Диснея – это методика креативности, проводимая в форме ролевой игры, в которой участникирассматривают поставленную задачус трех точек зрения:
…
/ творческой, реалистичной и критической
/ участника, других участников и зрителей
/ правильной, ложной и спорной
Уровень «…» – это логический уровень пирамиды Дилтса, который определяет жизненную роль человека:этот уровень влияетна все предыдущие ярусы пирамиды, т.к. здесь человек осознает свое место в мире и может отследить, есть ли занижение или завышение своей значимости, адекватно оценить свои недостатки, чтобы в дальнейшем их проработать
Идентичности
Уровень «…» – это логический уровень пирамиды Дилтса, который является уровнем действия: здесь разбирается все, что касается поведения человека, того, как он достигает результата, чем он занимается каждый день
/ Окружение
/ Поведение
/ Способности
/ Убеждения, ценности
/ Идентичность
/ Миссия
Уровень «…» – это логический уровень пирамиды Дилтса, на котором к клиенту приходит понимание смыслов,осознание того, для чего он живет; это является самым мощным мотиватором, который заставляет человека преодолевать сложности на жизненном пути и двигаться вперед, несмотря ни на что
Миссия
Установите правильную позицию ролей, образующих второе название такой методики креативности, как техника Уолта Диснея:
1 мечтатель
2 реалист
3 критик
1,2,3
Установите правильный порядокэтапов проведения мозгового штурма:
1 этап постановки проблемы
2 основной этап
3 экспертный этап
1,2,3
Установите соответствие каналовэмпатии и их характеристик:
A.Рациональный канал эмпатии
B. Эмоциональный канал эмпатии
C. Интуитивный канал эмпатии
D. характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение
E.фиксируется способность эмпатирующего входить в резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать
F.фиксируется способность респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании
A-D, B-E, C-F
Установите соответствие основных этических принципов деятельности профориентолога и их
содержания:
A.Принцип персональной ответственности за качество консультаций
B. Принцип компетентности
C. Принцип добровольности
D.обоснованность суждений, выводов,рекомендаций профориентолога
E.постоянное повышение квалификации профориентолога, знакомство с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности
F. право клиентаотказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин
A-D, B-E, C-F
Установите соответствие разбираемых с клиентом вопросов и карты при использованиитехники «ИКИГАЙ: Хочу – Могу – Надо»в работе с Метафорическими ассоциативными картами (МАК):
A. Что я любил в детстве? Кем я мечталстать? Чем я хотел заниматься?
B. Что у меня получается лучше всего? Что я делаю в первую очередь?
C. Чем я фактически сейчас занимаюсь? Какая у меня работа, профессия? Что приносит мне доход?
D.карта «Что я хочу»
E. карта «Что надо людям»
F. карта «Что я могу» A-D, B-E, C-F
Установите соответствие стандартизированных профориентационных тестов (психометрических методик для работы со взрослыми) и их авторов:
A.Опросник профессиональных предпочтений (ОПП)
B. Определение профессиональных склонностей
C.Карта интересов
D.Дж. Холланд
E. Л. Йовайши
F. А.Е. Голомшток A-D, B-E, C-F
Установите соответствие стандартизированных профориентационных тестов (психометрических методик для работы со взрослыми) и их авторов:
A.Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
B.Опросник «Цель – Средство – Результат»
C. 16-факторный личностный опросник
D.Е.А. Климов
E. А.А. Карманов
F. Р. Кеттелл A-D, B-E, C-F
Установите соответствие четырех фаз жизни, выделяемых Линдой Готтфредсон в детском и подростковом возрасте, и их характеристик:
A. Первая фаза (3–5 лет)
B.Вторая фаза (6–8 лет)
C. Третья фаза (9–13 лет)
D.Четвертая фаза (14 лет и старше)
E. ориентация на размер и силу
F. ориентация на роли, соответствующие полу
G.ориентация на общественную оценку
H. ориентация на свое уникальное Я A-E, B-F, C-G, D-H
Установите соответствие шести логических уровнейпирамиды Дилтса и вопросов, на которые отвечает клиент на каждом уровне:
A.Окружение
B. Поведение
C. Способности
D.Убеждения, ценности
E. Идентичность
F.Миссия
G.Что я имею?
H. Что я делаю?
I.Как я выбираю?
J. Как я выбираю?
K.Во что верю?
L. Кто я такой?
M. Для чего?
A-G, B-H, C-I, D-J, E-K, F-L
Установите соответствие этапов (стадий) профессионального развития в рамках предложенной Д. Сьюпером модели жизненного цикла и возраста, соответствующего каждой стадии:
A. Исследование
B. Спад
C. Утверждение
D.Поддержание
E. Рост
F.14–25 лет
G.от 65 лет
H. 25–45 лет
I.45–65 лет
J. до 14 лет
A-F, B-G, C-H, D-I, E-J
Философия выходит на развитие мировоззрения личности и упорядочивание представлений человека о мире и о себе,а поскольку сердцевиной любой философской системы является … – ценностное отношение к миру и себе в этом мире, то для планирования жизни и карьеры важнейшим становится вопрос о смысле профессиональных выборов
/ эстетика
/ этика
/ гуманизм
/ воспитание
Функция профориентации, к которой относятся представления: о своих намерениях, ценностях и смыслах; о дальних, ближних и ближайших профессиональных и жизненных целях; о своих возможностях и недостатках; о своей готовности использовать возможности (достоинства) и преодолевать недостатки и др. – это профессиональная …
Диагностика
Чаще всего клиенты обращаются к профориентологу, находясьна такой стадии самореализации, как «…»
/ выживание
/ карьера
/ призвание
/ миссия
Дмитрий был разочарован в своей предыдущей профессией бухгалтера и решил сменить сферу деятельности, однако никак не мог решить,заняться ему постижением профессии дизайнера или начать изучать компьютерную верстку. Также у Дмитрия было много сомнений про место и форму обучения новой профессии. Со всеми этими вопросами он обратился к консультанту. Однако профориентолог уклонился от прямого ответа на вопросы Дмитрия, какую профессию ему лучше выбрать и как лучше ее изучить. Вместо этого он старался сопровождать клиента в процессе поиска решения, поощрять активность и самостоятельность своего клиента, помогая ему самостоятельно принять решение. Правильную ли линию поведения выбрал специалист?
/ Да, профориентолог не должен решать за клиента. Он лишь помогает клиенту самостоятельно сделать выбор и может лишь делиться своим видением ситуации в максимально дипломатичной форме.
/ Профориентолог прав не во всем. Профориентолог не должен решать за клиента глобальные вопросы, например, какую выбрать профессию. Однако он может и даже должен предложить ему определенное решение по реализации поставленной задачи. Например, назвать вуз или курсы, на которых его клиент сможет получить выбранную профессию.
/ Нет, профориентолог поступил неправильно. Консультант всегда должен идти навстречу своему клиенту(«клиент всегда прав»).Поэтому если клиентпришел на
консультацию с вопросамио выборе профессиии способе полученияэтой профессии, профориентолог должен дать четкие и однозначные ответы на вопросы своего клиента.
Дмитрий Сергеев недавно отметил свое сорокалетие. Все в его жизни было нормально. Он обзавелся семьей, имел жену и сына. Дмитрий сделал карьеру и был начальником отдела в хорошей компании. Была машина, дача за городом – участок шесть соток и небольшой домик. Но время шло вперед. Карьера была сделана. Сильные чувства к жене притупились. Сын вырос, и отношения с ним не особенно ладились. Вдруг Дмитрий стал тосковать. Непонятно по какому поводу возникли тревоги. Уныние и плохое настроение стали нормой. Отношения с женой были на грани развода. Чем, скорее всего, вызваны проблемы Сергея?
/ Вместе с молодостью часто уходит и здоровье. Сергею необходимо пройти обследование у врачей, наверняка его плохое настроение связано с какими-то болезнями.
/ Когда у человека все в порядке, ему многие завидуют. Не у всех есть достаток, семья, дети, хорошая работа. Скорее всего на Сергея навели порчу или сглазили. Ведь плохие мысли материальны, и зависть окружающих может существенно испортить человеку жизнь.
/ У Сергея скорее всего возрастной кризис сорока лет (кризис среднеговозраста). Сергей достиг определенных успехов в жизни и, подведя предварительный итог, понял, что не знает, куда двигаться дальше. Отсюда причина его неудовлетворенности, тревоги и ухудшения отношений в семье.
Иван Петров работает профориентологом и регулярно проводит консультации с клиентами. Иван – настоящий профессионал своего дела и стремится постоянно повышать свои компетенции. В этом ему помогает умение квалифицированно работать с различными информационными ресурсами, которыекосвенно и напрямую связаны с профориентационной деятельностью. Иван Петров в работе с клиентами использует различные методические подходы к консультированию. Он всегда стремится быть в курсе новых подходов и держит руку на пульсе, исследуя всю доступную информацию по данному вопросу. Какой тип компетенций профориентолога описан выше?
/ В данном примере описаносистемное мышление.
/ В данном примере описанасоциально-коммуникативная компетентность.
/ В данномпримере описано управление информацией.
Консультант, работая с клиентом по методу Уолта Диснея, попросил его вообразить, что цель, с которой клиент обратился к специалисту, уже достигнута, и после этого ответить на следующие вопросы:- Где вы себя сейчас видите?- Как вы выглядите?- Чем занимаетесь?- Какова ваша главнаяэмоция в этом состоянии?- Как вы оцениваете произошедшие с вами изменения? В какой роли находится сейчас клиент?
/ Клиентв описанной ситуациинаходится в роли «мечтатель».
/ Клиентв описанной ситуациинаходится в роли «реалист».
/ Клиент в описанной ситуациинаходится в роли «критик».
Мария Семенова работает профессиональным консультантом уже несколько лет. Она достигла в своем деле больших успехов. С первой встречи с клиентом Мария стремится ознакомить его со структурой и этапами работы. Это делается для того, чтобы избежать недопонимания и нереальных ожиданий со стороны клиента. В простых и доходчивых выражениях Мария объясняет, что будет происходить на их встречах. Она всегда стремится подчеркнуть важность сотрудничества клиента и консультанта и указывает на их совместную ответственность за результат
консультирования. Ведь для успеха очень важно, чтобы с самого начала работы клиент принял на себя ответственность за качество выполнения заданий (диагностик) и результат работы. В своей работе профконсультанта Мария избегает постановки нереалистичных целей, она не стремится сама решить все проблемы клиента, тем более те, которые не имеют отношения к задачам профориентации (мотивация к учебе, отношения с родителями, отношения с коллегами по работе и пр.). Ведь ее задача – помочь клиенту с профессиональным выбором. Какое правило консультирование иллюстрирует приведенный пример?
/ Уметь работать с тревогой в отношении выбора профессии. Создавать поддерживающую атмосферу.
/ Выстраивать доверительные отношения с клиентом.
/ Сохранять ясностьв ожиданиях клиентаи распределении ответственности.
Профориентолог Анна Дмитриева проводила работу в группе среди подростков. Была выбрана проблема: «Как получить работу в компании твоей мечты?». Далее ребята стали генерировать идеи, как бы они приступили к решению этой задачи. Некоторые идеи ребят были дельными, другие – наивными и совершенно фантастическими. Однако консультант Анна записывала на доске все идеи, без критики и похвалы. После этого все идеи были разделены на группы. Были проведены отбор и оценка идей, чтобы отобрать наиболее полезные и жизнеспособные. Какая форма групповой работ была использована в этом случае?
/ В описанном примеребыла проведена профориентационная игра.
/ В описанном примеребыл проведен мозговойштурм.
/ В описанном примеребыл проведен тренинг.
Семен Иванов работал системным администратором в IT-компании
«Технотроника». Будучи неплохим программистом и опытным пользователем, Семен решает поменять работу и стать тестировщиком программных продуктов. Компания
«Технотроника», в которой он работает, Семена устраивает, к тому же тут он на хорошем счету как специалист. Если появится вакантная должность тестировщика, Семен Иванов собирается ее занять. Согласно модели карьерных переходов, какой переход собирается совершить Семен Петров?
/ СеменПетров собирается совершитьсмену роли без смены области.Семен Петров собирается совершить смену области без смены роли.
/ Семен Петров собирается совершить одновременно смену области и роли.
/ Семен Петров собирается совершить горизонтальный переход,без смены роли и области.
Ученые давно пытаются поделить людей на определенные группы, типы и т. д. с точки зрения их психологических особенностей. Такие попытки имеют большое практическое значение, поскольку, отнеся человека к определенному типу, мы можем предположить наличие у него черт, свойственных всей типологической группе, и на этом основании прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях. Одной из наиболее распространенных типологий является теория акцентуации личности, которую часто используют при профориентации. Кто ввел в обиход понятие
«акцентуации» и разработал классификацию акцентуаций личности? Дайте развернутый ответ.
/ Понятие «акцентуации» ввел в обиход немецкий психолог и психиатр Карл Леонгард. Он же разработал и описал классификацию акцентуаций личности, в которой выделил десять основных типов.
/ Понятие «акцентуации» ввел в обиход известный советский ученый,детский психиатр профессор Андрей Личко. Он же разработал и описал классификацию акцентуаций личности, в которой выделил десять основных типов.
/ Понятие «акцентуации» ввел в обиход Реймонд Бернар Кеттел – приверженец дифференциальной психологии, автор свыше 50 книг по психологии и нескольких теорий, оказавших существенное влияние на развитие психологической науки и практики. Он же разработал и описал классификацию акцентуаций личности, в которой выделил десять основных типов.